Выплывали как могли: сезон навигации в Петербурге завершился с прибылью

Автор фото: Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Россия, Санкт-Петербург. Повседневная жизнь в Санкт-Петербурге. Прогулочные катера на реках и каналах Санкт-Петербурга.

По результатам нынешнего сезона петербургским компаниям-владельцам прогулочных пассажирских судов удалось достичь показателей 2019 года и даже превысить их. Круизная отрасль, ориентированная на международные рейсы, второй год подряд считает убытки.

Сезон навигации, в связи с очередным локдауном, для судоходных компаний завершился досрочно. В этом году он стартовал 15 апреля и закончился 30 октября. При этом жаркая погода, которая установилась в Петербурге летом, безусловно, сыграла судовладельцам на руку и способствовала высокому спросу на водные прогулки. Но картину подпортила необходимость соблюдать ограничения по количеству пассажиров на борту.
"Мы увеличили кратность рейсов: было больше отправлений теплоходов с меньшей средней загрузкой. Это негативно повлияло на себестоимость поездок", — рассказал "ДП" исполнительный директор ООО "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов. В этом году его компания открыла два новых направления: Кронштадт и крепость Орешек. По словам Набатова, эти туристические продукты пользовались спросом. "По проекту "Остров Фортов" мы реализовали предполагаемый объём перевозок (более 20 тыс. пассажиров). В целом летом были более востребованы не экскурсии по рекам и каналам, а прогулки по Финскому заливу, людям хотелось проводить как можно больше времени на свежем воздухе", — добавляет он.
Генеральный директор судоходной компании "Астра Марин" Андрей Кузнецов говорит, что по выручке его предприятию удалось выйти на уровень 2019 года. Этому не помешали ни ограничения, ни почти полное отсутствие иностранцев. По его словам, российские туристы стали более обдуманно подходить к выбору услуг, повысилась популярность путешествий на теплоходах-ресторанах и судах, где гости могли купить хотя бы чашку кофе. "Сложно сказать, какой месяц был самым удачным. Лето выдалось хорошим, в том числе, этому способствовали жаркие дни. Но активнее пользоваться нашими услугами люди стали ближе к осени. Даже в последние дни работы суда заполнялись на 50%", — рассказал Кузнецов.
Пожалуй, самые большие опасения участников ранка в начале сезона были связаны именно с отсутствием в городе иностранных туристов. Юрий Набатов указывает: если в допандемийные годы их количество в общем объёме перевозок составляло 20–25%, то в этом сезоне на них пришлось всего 2–3%.
Однако и российские туристы важны для отрасли, а жители города на Неве всегда интересовались речными прогулками. "Среди петербуржцев есть те, кто ежегодно приходят и катаются на теплоходах. Из-за пандемии доходы населения упали, но желающих совершить речное путешествие по городу не стало сильно меньше", — подчёркивает заместитель генерального директора ООО "Самсон" Сергей Судаков.
Досрочному прекращению сезона навигации способствовал локдаун. Участники рынка отмечают, что судоходная отрасль — одна из самых незащищённых. В список отраслей, которые наиболее сильно пострадали от кризиса она не входит, не получает поддержки, но компании постоянно попадают под закрытия и ограничения. Теперь надежды судовладельцев связаны с тем, что после того, как туристический поток восстановится, они смогут полноценно продолжить программы по обновлению флота и инвестициям, начатые в 2018–2019 годах.
Внутренняя круизная навигация по итогам сезона тоже оказалась успешной, особенно если сравнивать с прошлогодними показателями. По данным интернет-магазина "Круиз.онлайн" Петербург идёт на втором месте после Москвы (50%) и составляет 10% от общего объёма онлайн-продаж круизов по стране. Средняя стоимость круиза из города составляет 76 800 руб/человек.
Как рассказали "ДП" в пресс-службе копании "Водоходъ", у жителей Северной столицы самой большой популярностью пользовались круизы в Карелию и на Валаам. Средний чек трёхдневного круиза на Валаам на человека составил 19 тыс. рублей. "Мы заметили, что интерес российских туристов к круизной отрасли увеличился. Если сравнивать 2019 год по количеству перевезенных российских туристов с аналогичным периодом 2021 года, то мы перевезли на 20% больше", — отметили в компании, добавив, что рост спроса наблюдался и со стороны корпоративных заказчиков.
Для круизов из Петербурга в Европу, нынешний год оказался неактивным. "Мы были вынуждены отменить все рейсы в этом круизном сезоне (22 мая — 2 октября включительно) в связи с продлением мер профилактики распространения коронавирусной инфекции в России и странах ЕС, временно ограничивающими въезд иностранных граждан в туристических целях", — отметили в пресс-службе круизной компании MOBY SPL (паром "Принцесса Анастасия").