Высокая адаптивность и генерация инновационных идей требуют бесперебойного получения актуальной информации, профессионального и личностного роста. Чтобы оставаться конкурентным и полноценно реализовать себя в постоянно меняющемся мире, нужно всё время совершенствовать свои компетенции. Поэтому в последнее время столь востребована концепция lifelong learning или философия "учиться всю жизнь". Как она реализована в системе образования для руководителей, топ-менеджеров и собственников предприятий, "ДП" рассказал ректор Бизнес-школы ИМИСП Ярослав Павлов.
Насколько ярко проявляется тренд на непрерывное обучение в бизнес-сегменте?
— Бизнес-образование всегда было локомотивом этого тренда.
Это определяется запросом аудитории: опытных профессионалов, которые постоянно самосовершенствуются. Но сейчас популярность концепции lifelong learning растёт, а потребности меняются. И это влияет на бизнес-образование. Если раньше люди считали, что можно получить степень МВА, систематизировать управленческий опыт, и на этом остановиться, то сейчас ясно, что освоение комплексной программы — только первый шаг. Обязательно нужно делать следующий.
Важно обеспечить человеку возможность действительно учиться всю жизнь, чтобы этот процесс был непрерывным. Само собой, бизнес-образование должно быть частью этого процесса. При этом, lifelong learning не должно быть каким–то бессмысленным вечным студенчеством, учёбой ради учёбы. Важна постановка целей: что мы хотим получить, зачем нам проходить ту или иную программу? С этого вопроса всегда нужно начинать.
Ярослав Павлов, ректор Бизнес–школы ИМИСП
Речь про практико-ориентированный подход в обучении?
— Бизнес-образование всегда начинается с цели. Мы устанавливаем её, определяем, какая человеку подходит программа, как он будет применять полученные знания.
Бизнес-образование должно быть практико-ориентированным, инструментальным. Да, существуют замечательные академические бизнес-школы, где рассказывают теорию, и это очень полезно. Но ориентация на практику очень важна. И эта ориентация даёт куда больше в рамках концепции lifelong learning. Поэтому когда к нам приходят учиться взрослые люди с реальным опытом, очень важно выстроить качественную сцепку между концептуальными знаниями и практикой.
Отмечу также, что фундаментальные знания тоже важны. Ни одна серьёзная программа не может существовать без них. Качественное бизнес-образование — это сочетание фундаментальности, инструментальности и непосредственного применения знания на практике.
Ещё один важный момент — любые образовательные программы должны быть адаптивными. Функция образования не только в том, чтобы дать человеку инструменты, но также в том, чтобы помочь ему определить и раскрыть сильные стороны.
Как выбрать бизнес-школу?
— Нужно учитывать, что ни одна институция не может дать человеку абсолютно всё, что ему нужно, и мы это прекрасно понимаем. Как и то, что не можем закрыть все потребности слушателя. Но мы можем выстроить интегрированный образовательный путь. Например, развиваем в Бизнес-школе ИМИСП экосистемную модель, которая позволяет создавать уникальные продукты и предложения для наших клиентов.
В дополнение к этому, мы привлекаем проверенных партнёров с различной специфической экспертизой. Их глубокая системная проработка, встраивание в практику бизнеса позволяют выйти на новый качественный уровень. Благодаря экосистемному подходу это могут быть сложные продукты, которые включают в себя разные форматы работы помимо непосредственно обучения.
Какова успешная формула встраивания бизнес-образования в тренд?
— Первое — тренд на lifelong learning подразумевает не просто несколько образований за всю жизнь, а действительно непрерывное обучение. Второе — крайне важно целеполагание. При этом, непрерывно учиться эффективнее по проработанным индивидуальным траекториям, включающим комплексные программы, персональные занятия с экспертами, коучинг, чтение профессиональной литературы. Бизнес-образование должно способствовать комплексному личностному росту.