Гавань и окрестности: как живётся на западе Васильевского острова

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Западная часть Василеостровского района ещё недавно была промышленной окраиной и даже не имела выхода к морю. Но в последнее десятилетие локация начала преображаться — заводы постепенно уступают место современным кварталам, открываются новые культурные центры, развивается инфраструктура. "ДП" узнал, какие ещё перемены ждут Гавань в ближайшие годы.

Сегодня Гавань — один из обжитых районов Петербурга. При этом, несмотря на близость к центру, он сохранил свою обособленность и тишину. Жилые кварталы чередуются с многочисленными садами и скверами.

Инфраструктура и культура

В районе много школ и лицеев, детских спортивных школ и секций, работают торговые центры, а у станций метро "Приморская" и "Василеостровская", в особенности на благоустроенном пешеходном променаде на 6-ой и 7-ой линиях В.О., обилие ресторанов и кафе на любой вкус и кошелёк.
Согласно планам Смольного, к 2024 году в Гавани должна появиться и собственная станция метро — "Горный институт". Её вестибюль появится в районе пересечения Большого проспекта и 24–25-й линий. Также в относительной близости от Гавани находится выезд на ЗСД, позволяющий быстро добраться на автомобиле в разные концы города, не ориентируясь на график разводки мостов.
Есть в этом районе и места для культурного досуга. В бывшем здании Всесоюзного НИИ синтетического каучука, что на 29-й линии, разместился частный музей современного искусства "Эрарта". В его коллекции около 3 тыс. работ художников из России и других стран, постоянно проходят выставки и другие мероприятия. С 2018 года на Кожевенной линии работает общественное пространство "Севкабель Порт", где располагается большое количество баров и ресторанов, модных бутиков, регулярно проходят образовательные программы, спектакли, концерты, выставки, спортивные занятия, маркеты, кинопоказы, гастрономические и музыкальные фестивали.

Редевелопмент по-европейски

По словам создателей "Севкабель Порта", ориентиром для развития проекта послужил опыт освоения бывших промышленных зон в Хельсинки, Амстердаме, Стокгольме и других крупных европейских городах, где на месте верфей, фабрик и складов открылись современные пространства, которые сочетают исторический, архитектурный и социальный контекст, а также деловую активность. Визитной же карточкой проекта стала пешеходная набережная с видом на Финский залив, которым прежде могли любоваться только работники находившихся там предприятий.
Но на этом трансформация не закончится — на ПМЭФ-2021 была утверждена концепция развития территории "Гавань 2.0". Партнёрами проекта выступили правительство Петербурга, пассажирский порт "Морской фасад" и ГК "Азимут", которая планирует превратить часть Морского вокзала в отель. Концепция "Гавани 2.0" предполагает создание вдоль линии воды единой пешеходной и рекреационной зоны с благоустройством площади Морской Славы. Общая протяжённость новой набережной составит 1,25 км.
"Севкабель Порт" также реставрирует памятники промышленной архитектуры, находящиеся на его территории, наделяя их новыми современными функциями. Восстановлением наследия индустриальной эпохи занимаются и другие девелоперы, работающие в Гавани. Недавно холдинг Setl Group, построивший между 25-й, 26-й и Косой линиями квартал бизнес-класса "Палацио", начал реставрацию объекта культурного наследия – Канатного цеха с водонапорной башней на углу 25-ой линии и Масляного канала.
Здание было возведено в 1930 году по проекту знаменитого советского архитектора Якова Чернихова для завода "Красный гвоздильщик". Постройка выделяется своей композицией, базирующейся на контрасте протяжённого объёма цеха и доминанты водонапорной башни. Реставрация, стоимость которой составит порядка 1,5 млрд рублей, осуществляется на основе разрешения на сохранение объекта и разрешения на строительство, выданных КГИОП. Проектированием занимался сам застройщик совместно с ООО "Кант". Владелец ООО "Кант" архитектор Игорь Пасечник рассказал "ДП", что возможностей для современного использования подобных конструктивистских зданий множество. Это могут быть и увеселительные заведения, медицинские или бизнес-центры.

Продолжая традиции

Через дорогу от Канатного цеха и квартала "Палацио" находится бывшая территория Специального конструкторского бюро котлостроения. Промзона занимает большой участок между 23-й линией, Большой Невой и Масляным каналом. В этом месте Setl Group готовится к строительству нового жилого комплекса класса "премиум". Согласно проекту, разработанному ООО "Архитектурное бюро "Студия 44" Никиты Явейна, корпуса, которые выйдут на берег Невы, будут выполнены уступами — в соответствии с историческим замыслом Доменико Трезини, а один из внутриквартальных проездов станет продолжением 24–25-й линий. Сам же берег превратят в пешеходный бульвар.
Как рассказал Никита Явейн, фасады, обращённые к реке, планируется отделать натуральным камнем, а те, которые выходят на улицы, частично облицевать кирпичом. К примеру, на Масляном канале отделка будет перекликаться с памятником архитектуры XIX века — зданием Главной Геофизической обсерватории при Горном институте, выполненным в "кирпичном" стиле. По словам архитектора, данный материал целесообразно использовать в районах редевелопмента, чтобы подчеркнуть промышленное прошлое таких территорий.

Преображение как магнит

По мнению руководителя Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольги Трошевой, с развитием редевелопмента промышленных площадок на Васильевском острове сюда потянулись покупатели из разных районов Северной столицы и из регионов. Если раньше предложение в основном пополнялось благодаря строительству на намыве, где представлен другой класс жилья, то в Гавани появляются объекты более высокой категории. Если говорить о премиум-сегменте, то объекты у воды, в особенности, на набережной Невы, безусловно, имеют огромный потенциал.
"Остров стремительно преображается. Промзоны уступают место современным кварталам, — говорит Ольга Трошева. — Новые жилые комплексы постепенно оживляют облик местности в западной оконечности острова. У покупателей вырос интерес к объектам бизнес- и элитного класса ввиду ограниченности локаций, где они могут быть представлены. Васильевский остров – это, само собой, одно из таких мест. А развитие инфраструктуры – открытие новых гипермаркетов и других объектов – всегда сопутствует появлению более современного жилья".