Власти ещё до завершения локдауна решили законодательно утвердить QR-коды в общественных местах и на транспорте. И если в первом случае мера уже не кажется чем-то принципиально новым, то перспектива остаться ещё и без поездок вызвала большой резонанс.
Вслед за возмущением последовали вопросы: коснутся ли ограничения автобусных перевозок и общественного транспорта, как будет организована проверка COVID-документов, что станет с транспортной доступностью и смогут ли перевозчики обеспечить технические условия для проверки QR-кодов в ближайшее время.
"ДП" выяснил, помогут ли новые требования снизить заболеваемость, как это повлияет на транспортную сферу и почему государство всё шире применяет ставшие уже почти привычными QR-коды.
Думали и наконец надумали
Первые новости о введении QR-кодов в транспортной сфере появились ещё 9 ноября: в СМИ горячо обсуждали, что власти уже рассматривают техническую возможность проверять QR-коды у пассажиров авиационных и железнодорожных компаний. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков обсуждение данного вопроса в администрации президента опроверг дважды, причём даже после того, как 11 ноября оперштаб подтвердил: QR-кодам на транспорте — быть.
В пятницу, 12 ноября, федеральный центр окончательно раскрыл все карты: кабмин заявил о внесении законопроекта в Госдуму, а г-н Песков отметил, что подобные решения практикуются во всём мире. Комментируя происходящее, вице-премьер РФ и глава оперштаба Татьяна Голикова подчеркнула, что предлагаемые поправки — необходимость, вызванная несоблюдением ограничительных мер и нежеланием россиян вакцинироваться, даже несмотря на угрожающие показатели по смертности.
Комитет ГД по охране здоровья должен рассмотреть предложения уже в понедельник. Если законопроект примут, до 1 февраля в России будет установлен переходный период, после которого QR-коды планируют ввести на постоянной основе, как минимум — до июня 2022 года. Именно к лету правительство рассчитывает добиться коллективного иммунитета, выйдя на показатель в 80% вакцинированных.
Основные положения законопроекта о QR-кодах на транспорте выглядят следующим образом:
— QR-код о прививке, справка о медотводе или перенесённом заболевании потребуется для междугородных и международных авиа- и ж/д перевозок;
— Сертификат о вакцинации потребуется как при покупке билетов на самолёт или поезд, так и при посадке;
— До установленной правительством даты (в переходный период) пассажирам будет достаточно отрицательного ПЦР-теста. Такие же требования будут касаться иностранцев;
Если депутаты одобрят предложения, вводить новые правила планируется в несколько этапов. Министр транспорта Виталий Савельев подчеркнул, проверка QR-кодов не должна создавать неудобств для пассажиров, поэтому в первую очередь будут отрабатываться технологические решения. В частности, уже сейчас рассматривается возможность обеспечить взаимодействие системы бронирования и "Госуслуг".
Белые пятна
Директор по развитию сервиса по поиску и продаже авиабилетов "Суперкасса" Дмитрий Дроевский согласен, что главные сложности для авиакомпаний и агентств по продаже билетов связаны именно с технологиями проверки QR-кодов, поскольку никто не знает, как проверять их при онлайн-продаже. Учитывая регулярные сбои на "Госуслугах" неясно, выдержит ли портал дополнительную нагрузку от рынка авиабилетов.
"Если потребуется подключиться к Госуслугам по API, то подготовка протокола, документации, и сам процесс затянется настолько, что самолёты встанут как в апреле 2020-го. Сейчас при продаже билетов есть понятные границы ответственности: агентство продаёт билеты и оказывает по ним сервис, а авиакомпания перевозит пассажира из точки в точку. Никто из этой цепочки не захочет брать ответственность за корректность и подлинность QR-кода", — говорит Дроевский.
Эксперт обратил внимание, что невозможность купить авиабилет без QR-кода может стать большой проблемой: сделать это задолго до вылета или воспользоваться акционными предложениями гораздо выгоднее, чем непосредственно перед путешествием, а это чревато не только негативом со стороны клиентов, но сложностями для всего рынка — как экономическими, так и техническими. В сухом остатке получается, что пассажиры заплатят не только налогами, но и упущенной выгодой.
Для некоторых пассажиров на первом этапе дополнительные затраты на ПЦР-тесты могут серьёзно ударить по стоимости путешествия, чего нельзя сказать о вакцинированных или переболевших. Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев указал на ещё на несколько недочётов. И речь идёт даже не о снижении пассажиропотока, которое, по словам Пантелеева, будет кратковременным и в условиях большого внутреннего рынка останется почти незамеченным. Другое дело — способ передачи данных и связанные с этим расходы.
"В принципе с проверкой QR-кодов может справиться любой телефон, подключённый к интернету, поэтому для большинства пунктов отправления организовать проверку совсем не сложно и недорого. Если пойдёт речь о защищённых каналах связи для передачи личных данных, это будет на порядок дороже", — отмечает Олег Пантелеев.
Не до конца ясно и то, как быть с отдалёнными пунктами отправления, где могут быть проблемы как с интернет-соединением, так и с COVID-документами: "Есть населённые пункты, в которых может просто не быть мобильной связи. Да, их немного, и через них проходит незначительный пассажиропоток, но считать, что такой проблемы не существует — нельзя. Опять же — если оленевод с удалённого пастбища вертолётом попытается добраться в областной центр, ясное дело, что никакого QR-кода у него не будет".
В поисках смысла
После внесения законопроекта в ГД глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что с августа 2020 года по 2021 год ж/д и авиатранспортом воспользовались 58 млн человек, а общее количество перевозок почти в два раза превысило эти показатели. Естественно, такой объём пассажиропотока при условии, что вакцинировались только около 18 млн пассажиров, может сказаться на эпидемситуации не лучшим образом.
Большинство представителей транспортной отрасли с мнением Савельева не согласились, однако отметили, что некая логика в решении федерального центра всё же прослеживается.
"Воздушный транспорт перевозит довольно большое количество людей на большие расстояния. В тот же Норильск, где нет наземного сообщения, коронавирус может попасть только таким образом. К тому же ограничения снизят риск ввоза из-за рубежа более опасных штаммов — в этом плане воздушный транспорт — самый быстрый способ для вируса оказаться на территории другой страны", — рассуждает о позиции властей Олег Пантелеев.
С другой стороны — человек может быть здоров на момент покупки билета, но заболеть к моменту перелёта, ведь вакцина не даёт 100% гарантии. То же самое касается и железнодорожного транспорта, QR-коды на котором в том числе должны снизить распространение вируса и подстегнуть вакцинацию. Заведующий научно-исследовательской лабораторией системного анализа отраслевых рынков ИПЭИ РАНХиГС Андрей Каукин отмечает, что неоднородность распространения болезни несёт в себе определённые риски:
"В регионах с относительно стабильной эпидемиологической ситуацией может резко вырасти заболеваемость за счёт передачи от бессимптомных носителей, прибывших из других регионов. Помимо других факторов, такие "перетоки" инфекции могут способствовать тому, что волны заболеваемости в отдельных регионах будут следовать одна за другой: такую ситуацию мы наблюдали в конце лета-начале осени", — отмечает Андрей Каукин.
При этом связанные с технической стороной вопросы остаются открытыми и для железной дороги. Как быть с QR-кодами на стоянках, где составы останавливаются на 3-5 минут, а проводникам нужно проверить документы у 10-15 пассажиров; Как сканировать QR-коды на станциях, где нет сигнала? Будет ли возможность купить билеты непосредственно в железнодорожных кассах и как быть в случае, если на пути следования из Москвы до Владивостока QR-код у пассажира истечёт на день-два раньше до пребывания поезда на конечную станцию?
Дальше – больше?
Учитывая сложившуюся ситуацию, автобусные перевозчики могут вздохнуть с облегчением. Однако надолго ли — непонятно, особенно если учесть явный посыл федерального центра: "Хочешь жить без ограничений — иди на прививку". Власти Татарстана одними из первых заявили, что планируют вводить QR-коды на городском общественном транспорте, причём уже с 22 ноября. Конкретных технических решений на данный момент нет, однако перевозчикам заранее пообещали специальную субсидию на приобретение оборудования.
Наблюдая за происходящим, эксперты не исключают, что в случае плохой эпидобстановки действие QR-кодов могут расширить и на автобусные перевозки. Первыми "подопытными" в этом случае могут стать междугородные и межрегиональные маршруты: власти могут пойти на это, если лишившись возможности попасть на поезд и самолёт граждане будут массово отправляться на автовокзалы, а не в прививочные кабинеты.
При этом в Петербурге вероятность таких ограничений очень маловероятна, в том числе — из-за новых постановлений об обязательной вакцинации. В аппарате вице-губернатора Максима Соколова "ДП" сообщили, что никаких решений по режиму QR-кодов на транспорте в Петербурге на данный момент не предпринималось, а в комитете по транспорту ещё до публикации законопроекта уточнили, что, вероятно, речь будет идти исключительно о междугородних и международных перевозках. Не должны затронуть QR-коды и пригородные автобусные маршруты с электричками, уверен аналитик движения "Транспорт и горожане" Арсений Афиногенов.
"Транспорт нужно оставлять в любом случае: многие ездят по необходимости, а не потому, что они так захотели. Я понимаю, что нужно бороться с вирусом и вакцинироваться, но эта конкретная мера принесёт скорее больше негатива. И подобное деление людей на привитых и непривитых в плане перевозок — на мой взгляд чрезмерно и неправильно", — считает Афиногенов.
Аналитик обратил внимание, что в случае резкого падения спроса на поезда и авиатранспорт, внимание действительно может сместиться в сторону автобусов, однако у легальных игроков попросту не хватит мощностей, чтобы охватить такой объём пассажиров (да и для дальних перевозок автобусы едва ли станут эффективным решением). Опасность кроется в другом: несмотря на уменьшение поездок в легальном секторе, в условиях дефицита транспорта многие начнут обращаться к теневому бизнесу, где мерам противоэпидемической безопасности уделяется куда меньше внимания.
Председатель Правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей "Регионы" Олег Куксов считает, что при введении QR-кодов для пассажиров междугородных и межрегиональных маршрутов есть риск усугубить и без того непростое положение перевозчиков.
"Многие транспортные компании уже сейчас размышляют, продавать бизнес или нет. Кроме QR-кодов и пандемии существует масса административных барьеров: в отношении тахографов, водителей, безопасности транспорта, где предприниматели должны за свой счёт устанавливать камеры. Это очень большие расходы, даже если не брать во внимание переход на экологические виды транспорта и ожидающий в скором времени дефицит водителей", — подчёркивает Куксов.
Без QR-кода — никуда
Говоря о перспективе введения QR-кодов в общественном транспорте Петербурга, все опрошенные "ДП" эксперты сошлись во мнении, что это принесёт больше вреда, чем пользы. Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин объяснил, что при некоторой доработке софта QR-код можно "привязать" к тому же "Подорожнику", взяв за основу принцип, запущенный на городском транспорте Стамбула.
“
"Если говорить об отдельном входном контроле, то это практически утопия: средняя скорость общественного транспорта в Петербурге и так не высока, но она в разы замедлится, если уже на входе проверять каждого пассажира на наличие QR-кода. Даже при технически грамотной реализации такие меры неминуемо ведут к оттоку пассажиров: люди пересядут на машины, маршрутки, в такси, уйдут к “нелегалам”. В итоге часть пассажиропотока схлопнется, а другая перейдёт с одного транспорта на другой. Это увеличит убытки перевозчиков, загрузку дорог, уровень пробок и аварийности. При этом и петербургские перевозчики, и перевозчики в Ленобласти напрямую зависят от объёмов перевозок и выручки. Добавьте отток водителей общественного транспорта в такси, где обещают больший доход, и станет ясно, что проблема комплексная. Да, в Европе есть паспорта здоровья, которые проверяют на входе в различные заведения, но не на городском и пригородном транспорте. И если осуществлять контроль в авиации довольно просто, то на железной дороге мы уже сталкиваемся с очередями при посадке на междугородные "Ласточки", которые и так длятся порой десятками минут. А городской транспорт и пригородные автобусы такой истории могут просто не выдержать", — объясняет Владимир Валдин.
По его мнению, подобные ограничения могут привести к серьёзному перекосу и дисбалансу транспортно-логистической ситуации, исправить который потом будет крайне сложно. При этом введение строгих ограничений в том числе на городском транспорте едва ли повлияет на желание граждан идти на вакцинацию: самые ярые антипрививочники просто пересядут на личный транспорт, велосипеды и такси, а некоторые и вовсе предпочтут добираться на работу пешком. В этом плане обойти запреты довольно просто — несмотря на характерную для Петербурга маятниковую миграцию между районами, от общественного транспорта может отказаться довольно большой процент горожан.
Доцент кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор разделяет мнение, что введение QR-кодов в транспортной сфере говорит скорее о желании контроля, а не о намерении улучшить эпидемиологическую обстановку: "Это наша реальность сегодня. Камеры на улице, банковские карты, смартфоны и самый главный шпион — смартфон. Поэтому QR-код тоже скорее один из таких элементов контроля за передвижениями, покупками, интересами".
К слову, заинтересовано в сборе данных не только государство: контекстная реклама сама себя не настроит, а регулярные утечки баз с личной информацией граждан вызывают всё большее желание никому их лишний раз не озвучивать.
"Мне кажется, что пандемийные проблемы ускорят принятие решения, что QR-код должен иметь каждый гражданин, причём независимо от эпидемиологической обстановки. И в дальнейшем, по всей видимости, всё шире и шире будут применять эту практику", — соглашается Олег Куксов.
С тем, что QR-коды о вакцинации — только первый этап цифровизации личных данных граждан — согласно и большинство аналитиков. В будущем QR-коды могут содержать ещё больше информации: о долгах, судимостях, психическом здоровье и так далее. И очень маловероятно, что государство откажется от такого быстрого и удобного способа понять — кто перед ними.