Кажущийся экзотикой и хипстерским развлечением раздельный сбор отходов является выгодным бизнесом. "ДП" разбирался, кто и как на этом зарабатывает.
Ежегодно в Петербурге образуется около 2,4 млн тонн коммунальных отходов. Точных данных по объёмам раздельного сбора (РСО) нет, зато есть чётко сформулированная на федеральном уровне задача увеличить сортировку до 100%, сократив объёмы полигонного захоронения (неутилизируемые остатки, так называемые хвосты). Появиться конкретные цифры должны после запуска в городе мусорной реформы, одна из задач которой — комплексный учёт всех образуемых в городе отходов, включая сортируемые и перерабатываемые, говорят в комитете по природопользованию Смольного.
Чистота фракций высокая
Крупнейшие игроки-транспортировщики, работающие на рынке, понятны. Это "АртЭко СПб", ООО "ПКФ “Петро–Васт”", АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”", "Рекаст", "Прозрачный исток", "Созвездие", "Точка сбора", "Вторстек", "Юви СПб". Однако по объёмам вывозимого и перерабатываемого ими мусора "объективная статистика отсутствует", констатируют в комитете.
"Петро–Васт" развивает проект раздельного сбора отходов уже 3 года. По данным компании, установлено 2,5 тыс. контейнеров для сбора пластика, стекла и макулатуры, в планах — увеличить показатель до 3 тыс. "За 2020 год и 9 месяцев 2021–го мы собрали и передали на переработку 3600 тонн вторичного сырья. Хочется отметить высокое качество сдаваемого на обслуживаемых территориях, что позволяет говорить о заинтересованности и готовности населения к раздельному сбору отходов. В среднем показатель чистоты фракции составляет 90%", — прокомментировали в "Петро–Васте".
АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" запустил программу по раздельному сбору в декабре 2020 года. Начали с разного вида пластика. По некоторым адресам также собирают макулатуру. В планах — начать сбор стекла, говорят в компании, но для этого нужны специальные машины и контейнеры, а соответственно — инвестиции. "Как только мы начнём зарабатывать на пластике, сможем инвестировать в инфраструктуру для сбора других фракций. Пока для нас это благотворительность", — говорят в "Спецтрансе".
За год компанией установлены 1200 контейнеров в восьми районах города — Василеостровском, Центральном, Адмиралтейском, Московском, Фрунзенском, Кировском, Красносельском и Пушкинском. Еще около 100 поставили в Ленинградской области — в Гатчине и Тайцах. Всего за год работы программы АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" удалось собрать и отправить на переработку, по собственным подсчётам, около 300 тонн вторсырья.
В Ленобласти, по данным АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области" (региональный оператор), с начала года по состоянию на 1 ноября в переработку была направлена 351 тонна стекла и 73 тонны пластика.
Опрошенные "ДП" участники рынка говорят, что объёмы РСО постоянно увеличиваются. "В 2022 году мы ожидаем, что увеличение доли отходов, направляемых на переработку за счёт организации придомовой инфраструктуры, вырастет на 30%", — отмечают в УК ООЛО.
Лучший мусор
Сдать раздельно собранные отходы можно на обычных контейнерных площадках, на значительной части которых уже установлены баки как минимум для пластика и стекла. По данным карты пунктов сбора вторсырья, в Петербурге сейчас имеются порядка 3,5 тыс. пунктов, где можно оставить пластик (преимущественно бутылки), 1361 — для стекла, 742 — для металла, 613 — для бумаги, 224 — для шин и т.п. На карте собрана информация о контейнерах на доступных территориях (т.е в неё не включены точки в закрытых жилых комплексах и на подобных им территориях), соответственно, на самом деле их больше.
Работают в городе и специальные места сбора (например, станция "Переработкинская" с пунктом у метро "Кировский завод" и строящимся экоцентром на территории "Севкабеля", три станции "Балтком", "Правила деления" у обоих ТРК "МЕГА", станция раздельного сбора при ТРК "Охта Молл", пункт "Зелёнка" на проспекте Науки и прочие), где принимают гораздо больше фракций. Регулярно проводятся экоакции, на которых у населения принимают самые "сложные" вторматериалы. Что–то можно сдать ретейлерам, которые периодически или на системной основе работают в этом направлении. Например, в магазинах разных сетей есть ёмкости для приёма пластиковых крышек и пластиковых карт, батареек, одежды, алюминиевых и пластиковых банок, зубных щёток и других подобных отходов.
Сейчас выгоднее всего работать с пластиком (ПЭТ, ПНД, ПВД, ПП), чёрными и цветными металлами, стеклобоем, макулатурой и картоном (если они не сильно загрязнены). В России уже начали работать с тетрапаком и батарейками, говорят в АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”". "Самая дорогая фракция на рынке — цветной металл. Нет даже смысла ставить контейнеры для его сбора — они всегда будут пустыми, их успеют разобрать до того, как приедет машина. Ещё большой спрос на стеклобой — его сейчас на рынке недостаточно, но с ним работать не так просто", — добавляют в компании.
"При низком количестве засора и больших объёмах пластиковые отходы можно назвать выгодными. Стекло собирать проще", — отмечают в УК ООЛО.
Небольшим компаниям выгодно работать с отдельными фракциями, по сути, поштучно, даже не категориями. "Например, бутылочный ПЭТ — прибыльная фракция, а небутылочный — убыточная, он никому не нужен. Со стеклом небольшим заготовителям работать не очень выгодно, к тому же тяжело — во всех смыслах. Выгодно работать с ПЭТ–2 и ПЭТ–4, макулатурой, плёнками 2 и 4, алюминиевыми банками", — рассказывает Юлия Акимова, основатель АНО "Зелёнка". Цены у приёмщиков нестабильные, говорят участники рынка. Так, стоимость картона может варьироваться от 7 до 16 рублей за кг, ПЭТ–5 — от 10 до 25 рублей. Некоторые связывают это с позицией переработчиков, которые могут договариваться о прайсе. Другие — с загрузкой производственных мощностей. И когда линии простаивают, то покупать вторсырьё готовы дорого, а в обратной ситуации — "ронять" цены.