Криптовалюта признана имуществом, но сделки с ней остаются под запретом. Власти говорят: рановато.
Согласно закону о цифровых финансовых активах (ЦФА), криптовалюта в России разрешена: она признаётся имуществом, но расчёты с её помощью не допускаются. Помимо уже написанных законов в РФ важна и практика правоприменения. Особенно в условиях, когда в текстах документов всё ещё остаётся слишком много пустых мест. И хотя суды встают на сторону держателей криптовалюты, для серьёзного бизнеса этого явно недостаточно.
Регуляция Шрёдингера
Например, в законе до сих пор никак не прописан майнинг. Однако, как говорят эксперты, это не мешает им заниматься. "Он регулируется общими положениями о предпринимательской деятельности, — поясняет Ефим Казанцев, эксперт Moscow Digital School. — Риски тут возникают только связанные с ведением этой предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации и без уплаты налогов. Если зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого и аккуратно платить налоги, майнить можно законно".
Сложнее в России биржам. "Регуляция в РФ — как кот Шрёдингера: она вроде бы есть, а вроде её и нет, — иронизирует директор по развитию криптобиржи Мария Станкевич. — В законе о ЦФА нет понятия торгов, там нет понятия криптобиржи, ключевые риски никуда не ушли. В итоге мы подчиняемся европейскому законодательству, у нас нет юрлица в России — скорее всего, ни у одной биржи его в ближайшее время не будет. Мы также не можем открыть счёт в российских банках, потому что в системе нет даже такого кода назначения платежей, как криптовалюта".
Читайте также:
Рейтинги ДП
Лучшие юристы Петербурга — 2021
Самая же незащищённая сфера — обменники. Хотя на рынке есть масса предложений продать криптовалюту на фиатные деньги (в том числе на наличные), а комиссия по ним редко превышает 3%, для Центрального банка это явно красная тряпка.
По словам Ефима Казанцева, ЦБ РФ крайне негативно относится к любым операциям с криптовалютой и рекомендовал банкам считать любые операции, так или иначе связанные с ней, подозрительными и применять к ним инструменты контроля и ограничения, предусмотренные Федеральным законом №115–ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
"Они практически все находятся физически в России, но регистрируются и получают лицензию в Эстонии или других странах, где это полностью легализовано, — рассказывает старший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев. — А в России это просто невозможно, они бы и рады это сделать, но нет никакого лицензирования. Большинство может работать как ИП и ООО, платить все налоги, но регулирования внятного не существует. При этом время от времени случаются инциденты, когда по запросу прокуратуры суд, не разбираясь, блокирует десяток–другой обменников. Но эти блокировки впоследствии успешно оспариваются".
Герои всегда идут в обход
Это не значит, что новый закон никак не используется. Показательным стал прецедент Эрмитажа, который продал NFT–токены на 32 млн рублей. Однако юристы говорят, что это редкий случай правоприменения закона о ЦФА в России.
"В настоящий момент активно формируется практика реализации NFT–проектов благодаря громкому проекту с Эрмитажем. В остальных направлениях полный штиль", — считает Юрий Брисов, основатель компании LFCS и член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР.
"Сделка Эрмитажа — это громкий кейс, но едва ли его можно назвать российским из–за участия в нём иностранной NFT–платформы, — возражает управляющий партнёр Red Bishops Мария Чижикова. — Конечно, российское криптосообщество очень ждало закона о ЦФА, но после вступления его в силу, в сущности, ничего не изменилось. В конце января 2021 года “Сбер” подал заявку в ЦБ РФ на запуск платформы для выпуска своего стейблкоина — сберкоина. Сроки рассмотрения заявки должны составлять 45 дней, но сейчас выпуск сберкоина отложен на 2022–й. Возможно, это связано с внутренними процессами “Сбера”, но мы уже сталкивались в работе с тем, что ЦБ не хочет давать зелёный свет банковским криптопроектам, хотя они и соответствуют новому закону. Государственные органы также не справились с задачей оперативно: тестирование проекта Минцифры и Росреестра по оформлению ипотечных сделок на блокчейне запланировано лишь на конец года и продлится до октября 2022 года". На сегодня все криптопроекты, которые сопровождает Red Bishops, реализованы за рубежом.
Эту практику подтверждают и другие участники рынка. Например, для бизнеса нет большой сложности в том, чтобы легально получать оплату за услуги в криптовалюте, только придётся выйти из российской юрисдикции.
"Если хочется сделать всё максимально законно — необходимо зарубежное юрлицо, которое имеет право принимать оплату в криптовалюте со всеми необходимыми документами и налогами. Есть много юрисдикций, которые позволяют это делать. А дальше оно оформляет платёж в обычной валюте на российское юрлицо за услуги как подрядчику", — говорит вице–президент Investor Relations Club Александр Беспалов.
Очень часто для этого используется Эстония, где фирму можно легко зарегистрировать онлайн. Есть мнение, что прибалтийское государство удалось превратить в цифровую Мекку именно благодаря близости Таллина к Петербургу, что обеспечило притяжение российских специалистов.
Что же с нами будет
Между тем Госдума и Центробанк не унимаются. Депутат Анатолий Аксаков, вновь возглавивший комитет ГД по финансовому рынку, предлагает допустить к работе с криптовалютами только квалифицированных инвесторов.
Одновременно в ЦБ сообщили, что начинают работать с банками, чтобы они тормозили платежи в адрес криптобирж. "Есть большая вероятность, что как высокотехнологичная финансовая пирамида это всё может развалиться в ноль", — заявлял в сентябре первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.
Интересно, что в "ВТБ Капитал Инвестиции" в сентябре заявили, что планируют предложить на рынке цифровые финансовые активы с базисом в виде долговых обязательств или товаров и даже ведут переговоры с блокчейн–платформами.
При этом очень показательно, что в госбанке подчеркнули: продукт будет доступен только квалифицированным инвесторам.
"К сожалению, направление доработки закона о ЦФА диктуется сейчас ЦБ РФ, а значит, хороших новостей ждать не приходится. Дальше будут всё туже и туже затягивать гайки", — пессимистичен Ефим Казанцев.