Юрфирмы не стали снижать цены после начала пандемии. Но применяют скидки и рассрочки. Проводят и налоговые оптимизации.
Успешность юридических компаний зависит не столько от моно– или многопрофильности, сколько от качества услуг, которые они оказывают. А плюсы и минусы эксперты отмечают у каждого из этих типов юрфирм. Так, управляющий партнёр Taxadvisor Дмитрий Костальгин отмечает "исход" отдельных практик из больших компаний либо в самостоятельное плавание, либо к другому игроку. "Причины перехода могут быть различными — от нежелания субсидировать доходом своей практики другие, менее успешные, до нащупывания некоего карьерного потолка в определённой компании", — считает он. "Локальные юридические бутики сейчас самые сильные игроки", — полагает партнёр Ru.Courts Илья Кавинский, ссылаясь на мнение крупных клиентов.
Руководитель группы компаний ООО "ЦПО ГРУПП" Анна Коняева отмечает, что, несмотря на тенденцию к созданию профильных команд, специализирующихся только на определённых услугах, со временем такие компании начинают оказывать дополнительные услуги, расширяя свой профиль.
В числе растущих эксперты выделяют банкротство, налоговый консалтинг, уголовную практику и интеллектуальную собственность.
Казалось бы, кризис привёл к падению платёжеспособности клиентов — и, соответственно, снижению цен на юруслуги. Отнюдь и даже местами наоборот.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Лучшие юристы Петербурга — 2021
В Ru.Courts не считают, что гибкое ценообразование помогает бизнесу: "Прослыть дешёвым юристом — плохая история. Повысить ставки в дальнейшем бывает сложно. В демпинге я тоже смысла не вижу. Всегда найдётся кто–то, кто готов сделать работу дешевле, так как каждый ценит своё время меньше, чем ты. И что теперь — всем давать скидку?"
Хотя некоторые юрфирмы демпингуют. "Набирают на работу юристов без статуса адвоката, иногда не получивших высшее образование, — полагает адвокат Светлана Савинова. — Чтобы им стать, необходимо сдать квалификационный экзамен, иметь до этого опыт работы по юридической специальности и получить статус в министерстве юстиции. Поэтому услуги адвокатов могут быть дороже, чем услуги юридических фирм. С ними клиенты заключают договор и дают доверенность на ведение дела 5–10 людям. Качество работы при таком подходе может страдать, и ответственности, как правило, никакой".
В компании Lex&Juris рассказали, что из–за роста стоимости услуг чаще применяется рассрочка или отсрочка оплаты. Чтобы получить оплату одним платежом, компаниям приходится делать скидки.
Партнёр юридической компании "Генезис" Василий Сосновский отметил тенденцию миграции некоторых клиентов для экономии в зарекомендовавшие себя региональные компании с представительством в столице. "Мы наблюдаем эту тенденцию на собственном примере — наш основной офис в Екатеринбурге. К нам стали активнее обращаться клиенты из Москвы", — рассказывает юрист.
Среди сотрудников юридических компаний выросло количество самозанятых. Эксперты связывают эту тенденцию как с новыми возможностями, предоставленными законодательством, так и с налоговыми оптимизациями внутри компаний.
"Разумеется, когда законодатель предоставил возможность физическим лицам выйти из тени, многие этим воспользовались. При определении подрядчика и стоимости его работы или услуги мы, конечно, учитываем его статус. Так, если он является самозанятым, то это уменьшает затратную часть и при прочих условиях может сыграть решающую роль. Многие юридические компании используют упрощённую систему налогообложения “доходы” и оплачивают налог независимо от расходов", — рассказывает Анна Коняева.
Василий Сосновский также заметил, что частнопрактикующие юристы чаще регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, а не используют для своей деятельности ООО, что позволяет избежать двойного налогообложения.
"ООО платит налог на прибыль. И, например, при распределении дивидендов нужно заплатить налог с них, а при выплате зарплаты директору и учредителю фирмы нужно заплатить НДФЛ", — поясняет он, добавляя, впрочем, что ИП — не вариант для тех, кто активно участвует в тендерах. В целом, по мнению юриста, вопрос собственного налогообложения — не ключевой для юрфирм. Незаконной оптимизацией, например, НДС известные юркомпании не занимаются.
"Только сейчас клиенты начали понимать, что вместо “решения вопросов” нужно идти к юристам и только они зачастую могут помочь. Соответственно, у юристов от этого повышаются доходы даже в ситуации стагнирующей экономики", — резюмирует Илья Кавинский.