Что такое красная книга, знают все. Однако не каждый бизнесмен представляет, насколько редкие животные и растения могут осложнить ему жизнь.
Как известно, Красная книга (КК) — это перечень редких видов животных и растений. Юридически — это документ, закрепляющий охранный статус того или иного вида. За уничтожение редкого вида предусмотрена ответственность. Согласно ст. 8.35 КоАП РФ, штраф за подобное нарушение достигает 1 млн рублей. В свою очередь, статья 259 УК РФ "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ" допускает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
КК — это документ с территориальной привязкой. Вид, обычный в Ленобласти, на территории Петербурга может нуждаться в охране. Поэтому, помимо федеральной Красной книги, действие которой распространяется на территорию всей страны, есть региональные, где изложен свой список охраняемых видов. Соответственно, за соблюдением ограничений наблюдает тот уровень власти, который составил соответствующую книгу.
А был ли цветочек
Биоразнообразие нуждается в защите, и это не подлежит сомнению. Однако забота о природе в реалиях столкновения коммерческих интересов часто превращается в оружие коммерческих войн. Не всегда чистоплотных.
В таких войнах стороны оперируют фактами, поэтому зачастую конкуренты, желая затормозить опасное для их интересов строительство, могут провести своё исследование лесного участка и найти редкие растения, которые не заметили специалисты заказчика строительства.
Некоторые не останавливаются на простой фиксации редких видов. Инициируется целая кампания с целью создать у общественности негативное отношение к проекту. Пишутся специальные материалы в прессе, направляются обращения в государственные органы, создаются группы в социальных сетях. При этом не так уж редко звучат заведомо ложные обвинения, которые умело маскируются под гражданскую позицию. Когда звучат обвинения, затрагивающие вопросы охраны окружающей среды, читатели, не обладающие профильным образованием, редко углубляются в анализ сказанного, занимая позицию обвиняющей стороны, считая её заведомо честной.
Например, граждане, далёкие от орнитологии, могут не увидеть подвоха, когда некто заявит, что при строительстве объекта пострадает чибис, то есть птица, включённая в Красную книгу Международного союза охраны природы в качестве вида, находящегося под угрозой исчезновения. Однако в Ленинградской области эта птица обычна, и её можно увидеть даже близ Петербурга, например в полях вокруг Пушкина. Известный автор книг о животных Виталий Бианки отмечал, что в начале XX века в окрестностях Петербурга чибис был редкой птицей. А согласно данным известных орнитологов Алексея Мальчевского и Юрия Пукинского (авторов книги "Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий". Л.: Из–во Ленинградского университета, 1983 г.), в XX веке он резко увеличил свою численность в регионе, особенно начиная с 1950–х годов.
Общество же, не понимая сложности проблемы, часто видит только одну из её сторон.
Избегайте редких видов
Что же делать, если при проведении изысканий на месте будущей стройки неожиданно был обнаружен редкий вид? Лучше всего не допустить такой ситуации, исследовав планируемый к освоению участок до заключения сделки. Иногда, чтобы снять проблему, достаточно просто передвинуть планируемое место строительства на сотню метров, но в силу объективных обстоятельств такое не всегда возможно.
К счастью, для видов, пригодных к пересадке, существует процедура, позволяющая высадить их в схожей с материнской экосистеме.
Для пересадки растений необходимо получить разрешение у специально уполномоченного органа государственной власти в зависимости от того, в какой КК указан данный вид.
Бывают ситуации, когда пересадка невозможна. Например, редким видом является лишайник, произрастающий на крупномерах. Пересадить двадцатиметровую сосну невозможно. Если её срубить, то обитающий на ней лишайник погибнет. В данном случае можно заказать экспертизу. По её результатам будет определена величина популяции. Если изыскания покажут, что изъятие нескольких деревьев приведёт к гибели всего нескольких процентов популяции лишайника, то застройщиком может быть получено разрешение на изъятие данного вида (в указанных объёмах) как не угрожающее его существованию. Если же растение окажется уникальным, то, возможно, придётся менять планы освоения территории.
Почти то же самое можно сказать о проблемах с выявлением на месте реализации проекта мест обитания редких животных. Главное — иметь в виду: в части приоритетности охраны животных перед иными задачами общества закон часто на стороне братьев меньших.
Terra incognita
Стоит отметить, что КК, к сожалению, не до конца объективный документ. Пока полной картины количества и ареалов редких видов нет. Получить её крайне сложно. У нас просто нет столько профильных специалистов, чтобы обследовать каждый гектар леса.
Как правило, данные о распространении редких видов растений и животных научная общественность получает в результате мониторинга территорий или по итогам практики студентов профильных вузов. Местность, не охваченная мониторингом, изучена более поверхностно.
Но если предполагается строительство масштабного объекта, то заказчик приглашает специалистов для изучения участка. Параллельно туда же может направить специалистов и конкурент, чтобы найти нечто неудобное для "коллеги".
Не вырубишь топором
Другая проблема в том, что не все виды, указанные как нуждающиеся в охране, на самом деле исчезающие. Поэтому существует процедура исключения животных и растений из КК. Но прибегают к ней редко. Почему так происходит?
Самое простое объяснение — в данном вопросе мало заинтересованных сторон. Работа над исключением вида из КК не самая популярная ни среди учёных, ни среди чиновников. Кому захочется выслушивать упрёки в ангажированности, которые могут быть несправедливы, но при этом иметь объективную основу для подозрений со стороны общественности?
Поэтому часто инициаторами таких поправок является бизнес, на пути развития которого стоит редкий вид. Порой предприниматели являются единственным лицом, заинтересованным в установлении истинной картины. Так что ситуация, преподнесённая со стороны как пример заказухи и чьей–то "продажности", вполне может быть банальными поисками истины (пусть и при наличии выгодоприобретателя).
Выход из сложившейся ситуации очевиден, но не предполагает быстрого решения проблемы. Необходимо добиться баланса между развитием бизнеса и сохранением биоразнообразия, проведя полномасштабную инвентаризацию биоты и фауны.