У "Ленты" есть очевидные амбиции потягаться с лидерами рынка. Но имеющихся мощностей для этого пока маловато.
10:5419 ноября 202110:54
4701просмотров
10:5419 ноября 2021
Возможность органического роста в Петербурге уже исчерпана, поэтому в ход идут сделки M&A.
ООО "Лента" оформило возобновляемую кредитную линию в "Сбере" сроком на 3 года на сумму 35 млрд рублей. Сообщение об этом появилось на сайте Центра раскрытия корпоративной информации. Средства ретейлер планирует направить на финансирование уставной деятельности, которое включает в себя пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, расходы по капитальному ремонту, модернизацию, расходы на НИОКР, предпроектные и проектные работы и другое.
В пресс–службе сети корреспонденту "ДП" пояснили, что "Лента" подписала резервную линию с банком, кредит пока не привлекался. "Планы мы традиционно не раскрываем", — добавили в компании.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская предполагает, что привлечённые средства понадобятся на развитие: "Лента" недавно купила две региональные сети, теперь нужно провести интеграцию новых магазинов и выполнить план по органическому развитию. Напомним, что в 2021 году компания заключила две сделки — по приобретению сетей Billa за 225 млн евро и "Семья" за 2,45 млрд рублей.
Читайте также:
Ретейл
"Лента" взяла кредит в "Сбере" на 35 млрд рублей
"Не исключаю, что компания планирует купить ещё какие–то торговые сети. Догнать “Магнит” только за счёт органического развития вряд ли получится, но если продолжатся сделки M&A, то это вполне возможно. Но купить они должны более–менее крупные сети. Компания сейчас на 4–м месте после Mercury Retail Group (сеть “Красное и Белое”, — Ред.), но вряд ли “Лента” сможет в 2021 году обогнать её. Возможно, в 2022–2023 годах, если продолжится стратегия поглощений", — считает Синявская.
Генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис отмечает, что сегодня именно "Лента" и "Магнит" наиболее активно развиваются на рынке Петербурга, конкурируя друг с другом за качественные помещения площадью порядка 350–450 м². При этом компании обладают сопоставимыми бюджетами и требованиями к объектам.
Основные способы увеличить долю рынка — это открытие новых магазинов и приобретение конкурирующих сетей. В экспертной среде последнее время ходят упорные слухи о том, что "Лента" рассматривает возможность приобретения сети Prisma, но в обеих компаниях данную информацию опровергли. В пресс–службе Prisma добавили, что даже переговоров на эту тему не велось.
Ольга Аткачис добавляет, что Prisma имеет очень сложный запрос на большие метражи, которых в Петербурге крайне мало в стрит–ретейле и в торговых комплексах. Поскольку Prisma консервативно относится к своему формату присутствия на рынке, ей довольно проблематично развиваться в Северной столице: "На сегодняшний день их магазины уже открыты во всех районах города, где компания хотела и могла присутствовать. Новых же помещений, подходящих под их запрос по техническим параметрам и ставкам аренды, в городе пока не появилось".
Следующим этапом для "Ленты", по мнению Ольги Аткачис, может стать шаг, по которому пошёл "Магнит": "Компания приобретает в собственность отдельно стоящие здания и небольшие ТК и, заходя в них “якорем”, привлекает других арендаторов, что позволяет достаточно комфортно вести собственную хозяйственную деятельность".
Помимо сделок M&A в этом году ретейлер стал развивать новые для себя форматы: магазины у дома "Мини Лента", а торговые точки Billa теперь превращаются в "Супер Ленты". Ольга Аткачис отмечает, что ретейлер активно открывает в Петербурге магазины в формате "Мини Лента" — за год более 10 новых адресов, и ещё несколько объектов находятся в стадии подписания договора аренды.
Мультиформатная стратегия, как отмечает Анна Синявская, сейчас в тренде, крупные ретейлеры тестируют новые форматы — "Чижик" у Х5, "Моя цена" и другие у "Магнита". По данным за III квартал этого года развитие "Мини Ленты" ускорилось, открыто 36 новых магазинов.
Отдельных финансовых показателей по формату не публикуется, поэтому сложно оценить его эффективность. Однако, скорее всего, компания удовлетворена результатами, раз увеличивает темпы новых открытий.