Погоды нынче — капризные, времена — нестабильные, а ветра — переменчивые: так и норовят перебросить людские желания с полюса на полюс. Вот, например, куда деть деньги: в зыбкости и устойчивости, в горе и радости ими рисковать или, наоборот, их "консервировать"? Можно, конечно, не разрываться между выборами и вложиться в искусство: "молодое" (чтобы понервничать и попытаться сорвать отложенный куш) или общепризнанное (чтобы сохранить деньги в надёжном, почти неподверженном внешним перепадам виде). В любом случае такие инвестиции — одновременно и альтернативные, и консервативные, а актив — не слишком волатильный, но и не то чтобы ликвидный. И всё же: стоит ли скупать искусство в кризис?
В промежуточном отчёте Art Basel и UBS сказано, что чуть больше половины опрошенных арт–дилеров — 51% — отмечают рост продаж в первом полугодии 2021–го по сравнению с тем же периодом 2020–го. Но вот что любопытно: лишь у 4% продажи были стабильными, а у 45% — падали. Следовательно, глобально "кризисный" маятник спроса на искусство не качнулся ни в одну из сторон.
"Коллекционерами становятся те, кто уже успел заработать свой капитал, а не спешит сделать это здесь и сейчас. В этом смысле Россия выглядит достаточно неплохо, находясь в первой пятёрке стран по количеству долларовых миллиардеров, и зачастую жизнь ставит перед ними сложную задачу поиска искушений, которым бы хотелось поддаться", — оценивает место искусства в иерархии инвестиций Григорий Сосновский, директор региональной сети "БКС Ультима Private Banking". И добавляет, что создание коллекций чаще всего не несёт цели успешного вложения капитала.
Тем не менее финансовые инструменты, которые позволяют искусству в коллекциях "работать", есть — и их немало. Самое банальное: рыночные колебания почти не влияют на изменение цен на работы признанных мастеров, и зачастую они могут лишь прибавлять в цене, сохраняя и приумножая капитал "вдолгую" — своеобразное страхование, да ещё и с процентами. В искусство молодых современников вкладывать куда более рискованно, но азартно — могут "выстрелить". Мини–коллекцию одного инвестора можно "подружить" с ей подобными — в совокупности работы одной школы или художника будут стоить в разы дороже, чем по отдельности, а отчуждение исключается помещением собрания в ЗПИФ. В конце концов, под залог своей частной коллекции можно взять кредит в банке.
Проблема только в том, что в России все эти механизмы заржавели и никак не могут перестроиться с дореволюционного собирательства на современное коллекционирование. В 30–летней стране так и не сформировалась привычка вкладывать в искусство комплексно и рассматривать его как финансовый инструмент.
"Коллекционирование произведений искусства — тема для нашей страны сугубо деликатная. С 1917–го по 1990–е годы главным собственником и коллекционером искусства было государство. В 90–е годы XX века ситуация изменилась. Победившему капитализму срочно потребовались доказательства своего заново приобретённого статуса", — говорит Юлия Вербицкая–Линник, основатель адвокатского агентства "Вербицкая–Линник и партнёры" и коллекционер современного искусства.
Так в чём же проблема, если искусство в России снова стали покупать ещё с 1990–х? Пожалуй, в бездумности. По словам Юлии Вербицкой–Линник, более 80% сделок с произведениями проходило по "серым" или "чёрным" схемам — и сейчас ситуация не сильно поменялась. А пока объекты в коллекции не задокументированы, приносить дивиденды они не смогут. В таком контексте даже действительно ценные работы становятся не инвестицией, а максимум вложением "для души". Последнее, разумеется, тоже неплохо, а для сферы искусства даже логично, но всё же: то, что может "работать", "не работает" совсем.
Тем временем в России коллекционируют всё что угодно — кроме искусства. По словам Натальи Дёминой, руководителя практики Private Wealth компании Maxima Legal, большинство частных клиентов имеют в числе активов собрания — от ювелирных украшений и автомобилей до марок, монет, кроссовок, зажигалок, часов. А вот, например, картины пускай и покупаются, но коллекции точно не составляют. А если даже могли бы ими стать — не становятся: держатели искусства… отстаивают личные границы. "Хороший способ оформления — протокол осмотра коллекции нотариусом с последующим описанием предметов, на который в дальнейшем можно сослаться в брачном договоре и завещании с целью оформления преемственности. Для этого нужно пустить домой нотариуса, и это не очень нравится клиентам", — говорит Наталья Дёмина.
В итоге искусство в России хоть и покупают (один только аукционный дом Vladey в ковидном 2020–м заработал рекордные для себя 472 млн рублей), но финансового инструмента в нём почти никто не видит. Будет ли кто–нибудь у нас в стране в кризис "страховать" капитал, покупая "недешевеющее" искусство? Вряд ли — пока не надоумят советники. А что советники? В Sber Private Banking и "Газпромбанке" говорят, что с направлением "арт–банкинг" помочь не могут, а в венгерском ОТП вовсе молчат. Пока?