DIY–ретейл завершает год, приблизившись к допандемийным показателям.
За первые 6 месяцев общероссийский розничный товарооборот в сегменте DIY вырос на 17,5% (до 950 млрд рублей) с учётом продаж стройматериалов, товаров для дома и мебели.
Маркетплейсы атакуют
Агентство InfoLine представило рейтинг DIY Retail Russia по выручке за первое полугодие 2021–го. Лидирующую позицию в нём заняла сеть "Леруа Мерлен", которая в сравнении с аналогичным периодом прошлого года нарастила выручку на 40%, до 207 млрд рублей. Следом идёт петербургская компания "Петрович" (рост на 24,7%, до 40,4 млрд рублей), далее — "ВсеИнструменты.ру" (рост на 48,1%, до 23,4 млрд рублей) и тоже петербургский "Максидом" (рост на 9,7%, до 23,4 млрд рублей, с долей Castorama 45,7%).
Генеральный директор InfoLine Иван Федяков в беседе с "ДП" отметил, что мониторить ситуацию по регионам становится всё сложнее: на рынок выходят глобальные онлайн–игроки. "Wildberries и Ozon уже анонсировали приближение к первой десятке ретейлеров. Но мы учитывали, что первые ведут подсчёт по категории “Ремонт и строительство”. По выручке в этом направлении они сравнялись с “Петровичем”. Но у них в этой категории продаётся много товаров для дома, а не классического DIY", — говорит эксперт. По его словам, DIY–ретейлеры — одни из немногих, кто по итогам 2021 года сможет приблизиться к допандемийным показателям, а некоторые даже превысят их.
Благоприятному состоянию сегмента способствовало перераспределение денежных потоков: повлиял вынужденный отказ людей от поездок, а также высокий спрос на недвижимость. "С января по октябрь 2021 года в Петербурге было введено в эксплуатацию 2,85 млн м² нового жилья, в Ленинградской области — 1,8 млн м². Учитывая длительность проектов, можно говорить о том, что сдаётся ещё допандемийное жильё, строительство которого было согласовано 3–4 года назад. Растут также и объёмы индивидуального жилого строительства. Благодаря тренду на удалённую работу загородное частное жильё становится всё более привлекательным, люди начинают в него вкладываться", — обращает внимание региональный директор "Леруа Мерлен" Алексей Лесников.
Производство отстаёт
Однако следом наметилась тенденция, к которой участники рынка относятся неоднозначно. "Производственных мощностей заводов, выпускающих стройматериалы, не хватало, чтобы удовлетворить выросшие аппетиты покупателей, — предложение осталось практически на том же уровне. Этот дисбаланс привёл к феноменальному росту цен", — подчёркивает Иван Федяков.
Разумеется, участники рынка это почувствовали. Как рассказала совладелица компании "Максидом" Мария Евневич, в связи с дефицитом мелкодисперсных фракций (МДФ) выросли цены на межкомнатные двери и погонаж, декоративные панели и экраны, древесно–волокнистую плиту (ДВП). Дефицит плёнки, поставляемой из Китая, повлиял на производителей ламината, мебельных ДСП, столешниц. Это сказалось на закупочных, а затем и на розничных ценах. Та же ситуация вследствие дефицита сырья сложилась с панелями и окнами ПВХ, подоконниками, сайдингом.
Иван Федяков считает, что если участники рынка начнут наращивать производственные мощности, то предложение постепенно придёт в равновесие со спросом. "Есть и другой сценарий: когда производитель понимает, что текущий объём реализуем, он может сместить акцент в сторону товаров средней и более высокой ценовой категории. Это позитивно скажется на рынке, но покупательский спрос начнёт падать. Можно провести параллель с рынком автомобилей: мы видим, что на некоторые марки цены выросли почти вдвое. Спрос упал, но компании при этом свои планы выполнили", — поясняет он.
Однако ситуация с ценами на стройматериалы всё же отличается. Ведь многие считают их чуть ли не товарами первой необходимости. В скором будущем людям нужно будет заканчивать ремонт, начатый в 2020–2021 годах.
Алексей Лесников указывает, что последние 2 года для мирового рынка стройматериалов были во многом феноменальными. Дефицит и рост цен наблюдались в Европе, Китае, США. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется.
Несмотря на то что из–за роста цен происходит коррекция спроса, выручка торговых сетей растёт. Однако сами участники рынка не видят в этом однозначно положительного тренда, ведь слишком многое зависит от конкретного товара или категории.
"По панелям ПВХ, межкомнатным дверям, теплоизоляции выручка выросла. По линолеуму и пиломатериалам — не изменилась. А по панелям МДФ, ламинату и лакокрасочным материалам — снизилась", — иллюстрирует на конкретном примере Мария Евневич.
Инфляция в помощь
Обеспокоенность могли бы вызвать прогнозы о падении чистой прибыли сетей на фоне роста выручки. Но, по мнению Ивана Федякова, в 2021 году этого бояться не стоит. Инфляция может стать плюсом для ретейлеров: товары, закупленные ранее, начинают прирастать в цене.
Покупательское поведение в этом году немного изменилось. Мария Евневич указывает, что в её сети был заметен интерес к товарам низкого ценового сегмента и дисконту. Как и в других сегментах, растёт доля онлайн–продаж, что было редкостью ещё пару лет назад.
В "Леруа Мерлен" отмечают, что в Петербурге доля онлайн–канала сейчас составляет 12%, что на 4% выше, чем в среднем по стране. Об увеличении онлайн–продаж говорит и директор по маркетингу онлайн–гипермаркета "ВсеИнструменты.ру" Валентин Фахрутдинов.
Алексей Лесников добавляет, что всё больше людей на этапе подготовки к строительству или ремонту готовят дизайн–проекты, ищут готовые или комплексные решения, чтобы сократить время на поиски, подбор и закупку товаров. Популярны дополнительные услуги в виде проектирования, монтажа или установки.