Теперь кастомизация не ограничивается одеждой и обувью. Люди стремятся "настроить под себя" любые предметы повседневного пользования — от блокнота до автомобиля.
Новым может быть не только хорошо забытое, но и хорошо переделанное старое. К этому выводу пришли аналитики "Авито.Услуг", когда оценивали спрос на кастомизацию среди жителей Петербурга. Для одежды популярность услуги с 28 октября по 11 ноября увеличилась в 9 раз год к году. Модернизацией обуви пользователи интересовались реже, однако её востребованность тоже выросла (+10%). Мастера, которые предлагают услуги через сервис, весьма скромны в притязаниях: нанести принт на футболку или кофту, украсить обувь готовы в среднем за 600 рублей.
Растёт количество заказов и на изготовление аксессуаров: с 28 октября по 11 ноября на 27% год к году. А за 2 года общий прирост составил 106%. В пресс–службе сервиса рассказали, что спрос разогревают блогеры, которые рекламируют в соцсетях кастомные изделия.
Кастомизация подразумевает адаптацию, изменение вещей под индивидуальный стиль клиента. Она бывает двух видов. В первом случае клиент приходит со своей вещью и просит творчески её переделать. Вторая история — когда вещь изначально изготавливается на основе пожеланий клиента.
Основатель онлайн–кастом–ателье AFOUR Владимир Григорьев 10 лет назад при открытии компании решил следовать по второму пути. Он делал обувь в спортивном стиле индивидуально под каждый заказ. Со временем в его компании научились с помощью математической модели до миллиметра высчитывать размер ноги заказчика. Сейчас кроссовки, изготовленные в петербургской студии, покупают по всему миру. Правда, в силу сложностей с логистикой (не каждый готов ждать доставку более недели) на заграничные заказы приходится лишь около 10% продаж.
Читайте также:
Мода
Вещь в себе. Станет ли Петербург столицей моды
"Это осложняет ситуацию: для российского покупателя наш продукт довольно дорог. На базе наших моделей индивидуальный пошив стоит от 13 тыс. рублей. В эту сумму входят натуральные материалы и итальянские комплектующие. Простая разрисовка кроссовок акриловыми красками в среднем по рынку стоит от 5 тыс. рублей", — рассказал "ДП" Владимир Григорьев.
Летом поступает много заказов на роспись футболок и толстовок. Хотя чаще всего люди просят нанести им необычный принт на джинсовую куртку. "Сложно сказать, сколько обычно готовы заплатить жители Петербурга за такой заказ. Но в основном цены попадают в диапазон от 2000 до 6500 рублей", — рассказала Француаза Гофманн, основательница небольшой мастерской frafrigo_custom. По её словам, зимой покупатели обращаются за креативным украшением новогодних подарков для близких.
Несмотря на востребованность, крупных проектов по кастомайзу в Петербурге не так уж много. В случае с обувью это объясняется сложностью работы. Нарисовать узор на кроссовках сейчас научились и в сникер–химчистках. Но, чтобы сшить обувь уровня масс–маркет, нужно быть инженером–технологом. "В целом спрос есть, но предложение довольно мало. Рынок очень узкий, у нас он развит не так хорошо, как за границей (лучшие студии родом из США). Плюс до сих пор жив стереотип о низком качестве того, что сделано в России. Общаясь с иностранными партнёрами, мы в начале беседы замечаем в их тоне скепсис", — говорит Владимир Григорьев.
Не меньшее внимание современные покупатели обращают на другие предметы, которые окружают его в повседневной жизни. Основательница мастерской "Интеллигентные подарки" Светлана Новицкая в своё время почувствовала зарождение этого тренда и решила построить вокруг него бизнес. В её студии по индивидуальному заказу создаются блокноты, производится кастомизация изделий для сувенирных магазинов (карандашей, ручек, закладок, брелоков из натуральной кожи).
"Мы сотрудничаем с магазинами Эрмитажа и Музея Фаберже. Каждое изделие в стенах мастерской изготавливается вручную, что, конечно, дольше, чем на полностью автоматизированном производстве. Однако у нас есть возможность создавать товар небольшими партиями (от 500–1000 единиц)", — рассказывает она.
Говоря о некорпоративных заказчиках, основательница проекта подчёркивает, что 75% из них обращаются с просьбой создать необычный подарок для близких. "Наши клиенты могут позволить себе приобрести изделия в бутиках в премиум– и VIP–сегментах, но им этого недостаточно. Они хотят удивить других. Кастомные подарки им в этом помогают. В премиуме это сейчас популярно, и востребованность будет расти дальше", — добавляет Новицкая.
Кастомизации подвержены и куда более крупные и дорогие объекты. В Петербурге всё больше укореняется тренд на тюнинг автомобилей. Машина считается продолжением своего хозяина. Соответственно, люди готовы тратить немалые деньги на то, чтобы она как можно лучше отражала их эго.
Однако свои истоки кастомизация брала далеко не у премиум–потребителей. "В 1990–х журнал Rolling Stone писал: “Хотите узнать моду будущего, посмотрите, во что одеваются бедные”. Тренд вышел из американских гетто, где люди за неимением денег перешивали свои вещи, чтобы выделиться. Позже стали появляться кастомные студии. В России это тоже было. Последнее время интерес возвращается", — напоминает Владимир Григорьев.
Бум на украшенные модными принтами белые футболки и джинсовые куртки наблюдался ещё в 1970–1980 годы. Тогда же на пик популярности вышли штаны с дырками на коленях и рюкзаки с яркими значками. Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко считает, что такие запросы никогда не исчезали. А сейчас эта мода переживает своеобразный "ренессанс". "Тренд формируют миллениалы. Они менее подвержены стремлению покупать брендовую одежду, чтобы подчеркнуть свой статус. Им важнее носить вещи, которые существуют в единственном экземпляре. То же самое касается автомобилей или ювелирных изделий", — говорит он.
Эксперт добавляет, что на Западе многие ретейлеры предлагают услуги ателье, мастера которых наносят рисунки по требованию клиента или заменяют детали товара.