К концу осени Петербург преодолел важный рубеж в области вакцинации от COVID–19: по данным Комитета по здравоохранению, укол первой дозой, включая однокомпонентный препарат "Спутник лайт", получили более 2,5 млн жителей Северной столицы. Проводя кампанию по популяризации вакцинации, Смольный в первую очередь акцентирует внимание на личной ответственности граждан за здоровье близких ("защити себя и свою семью") и коллективной ответственности бизнеса. Без активного участия петербургских предприятий разогнать буксовавшую на старте кампанию по массовой вакцинации не получилось бы, признают в городской администрации.
"Неизбежная и логичная мера"
Между тем помочь бизнесу стать ответственным помогло введение жёстких нормативов по вакцинации. Уже к 15 января в Петербурге полностью привиты должны быть не менее 80% работников в промышленности, строительстве и на транспорте. Для общепита и сферы услуг эти требования вступили в силу ещё в октябре. Фактически компании поставили перед выбором — вакцинация сотрудников или прекращение деятельности. Уставшие подсчитывать потери из-за COVID бизнесмены выбрали первый вариант. И помощь им в этом оказали частные медицинские центры, которые в сжатые сроки организовали простой и удобный процесс вакцинации персонала однокомпонентной вакциной "Спутник лайт".
Один из лидеров этого сегмента, "закрывающий" 8–10% всех вакцинаций в Петербурге — это Единый медицинский центр (входит в состав холдинга "Бронка Групп"). Как подсчитали в ЕМЦ, с момента выхода постановления правительства об обязательной вакцинации количество записей на прививки выросло на 80%, а всего за последние несколько месяцев в ЕМЦ прошли вакцинацию более 40 тыс. человек.
"Введение обязательной вакцинации работников в ряде отраслей в Петербурге — это жесткая, но неизбежная мера. Это логичный шаг, который вносит важный вклад в борьбу с пандемией, — отметил генеральный директор "Бронка Групп" Никита Муров. — При этом мы стараемся максимально содействовать бизнесу в упрощении процесса корпоративной вакцинации — например, чтобы сократить временные издержки, наш Единый медицинский центр проводит вакцинацию на предприятиях. В целом же за последние месяцы услугами ЕМЦ воспользовались уже более 200 компаний".
Общепит как лидер вакцинации
Статистика ЕМЦ подтверждает то, о чём ранее говорили власти Петербурга. Наибольшую активность в части вакцинации сотрудников демонстрирует общепит (Смольный ранее даже ставил его в пример другим отраслям). На предприятия общественного питания приходится 48% всех обращений бизнеса в ЕМЦ, 36% у производственных компаний, а у сферы услуг и магазинов менее 6,5% на двоих.
"Работу по вакцинации мы начали ещё весной. Сначала она была больше идеологической и просветительской. Рассказывали, отвечали на вопросы, обосновывали важность... Темпы вакцинации тогда были не очень высокими. Затем добавили материальное стимулирование — предоставили выходной после вакцинации, создали инфраструктуру, чтобы нашим сотрудникам было удобно пройти вакцинацию, организовали выездные бригады. И к ноябрю достигли показателя в 85%", — рассказали "Деловому Петербургу" в крупной сети общепита.
Главными преимуществами вакцинации в частных медцентрах петербургский бизнес называет возможность записаться на удобное время (так, отделения ЕМЦ доступны для горожан всю неделю, в том числе в выходные с 8 до 21:00), возможность выбрать для вакцинации однокомпонентный "Спутник Лайт", а также полный медосмотр перед прививкой.
Экономить время на осмотре — такое бывает в поликлиниках в условиях сверхвысокой занятости медиков — ни в коем случае нельзя, объясняют собеседники "ДП". "Это [проведение осмотра] — обязательная процедура с точки зрения предупреждения потенциальных осложнений (выявления противопоказаний). От того, как врач проводит осмотр, также зависит общее впечатление пациента от вакцинации. Когда у государства стоит задача продвигать прививки и от этого зависит благополучие нации, необходимо, чтобы весь процесс был организован идеально, чтобы у тех, кто собирается привиться, было максимальное доверие к процедуре", — отмечают эксперты. Так, в ЕМЦ медосмотр включает общение с терапевтом, термометрию, сбор жалоб и анамнеза (в том числе эпидемиологического), измерение сатурации, а также ряд других процедур. Допущенным к вакцинации делают прививку, а затем выдают сертификат о вакцинации.
Выездная вакцинация как тренд
Важный тренд прививочной кампании — рост спроса на услугу "Вакцинация на территории работодателя". Она позволяет не думать о муторной записи в центры вакцинации, и, в первую очередь, экономить время. "Прививка "на рабочем месте" — самый привлекательный вариант для большинства сотрудников, так как в таком случае они не должны тратить время. Вакцинация производится без отрыва от производства", — делятся имеющие такой опыт работодатели.
Для предприятий, которые не располагают необходимыми площадями, но хотят вызвать к себе прививочную бригаду, в Петербурге внедрили корпоративную вакцинацию в специально оборудованном автотранспорте. Такую услугу предоставляет, в частности, тот же ЕМЦ (по статистике, такой договор заключает каждая третья компания — клиент ЕМЦ). В состав выездной бригады входит терапевт и медсестра. В автомобиле обеспечены необходимые условия как для проведения самой процедуры, так и для хранения и транспортировки вакцины.
В условиях растущего спроса и высокой конкуренции частные клиники стараются максимально подстроиться под потребителя. В Едином медицинском центре "ДП" рассказали, что открыли пункты вакцинации в разных районах города в пешей доступности от метро: в Выборгском районе медцентр находится рядом с метро "Озерки", в Кировском — рядом с метро "Ленинский проспект", в Невском — у станции "Рыбацкое", в Московском — у "Звездной". В планах ЕМЦ — открытие новых пунктов вакцинации вблизи станций метро "Приморская", "Парнас", "Улица Дыбенко".
Обширная сеть центров и большой штат специалистов позволяют полностью исключить спешку и сложности с логистикой для работодателей. Все документы, необходимые юрлицам для вакцинации сотрудников, готовятся заранее. Заполнить до прививки можно также анкету пациента и лист согласия, что позволит свести к минимуму все возможные временные издержки, сообщили в ЕМЦ.
К слову, петербуржцы — далеко не единственные клиенты городских медцентров. На вакцинацию активно записываются иностранные граждане, работающие в Северной столице, а также жители других регионов. В то время как город на Неве подбирается к целевым значениям по коллективному иммунитету, ряду других регионов СЗФО ещё предстоит обширная работа.
В последние дни ноября власти Петербурга объявили, что отказываются от введения QR-кодов для общепита и торговли с 1 декабря. Новые правила вступят в силу только с 27 декабря. В Смольном подчёркивают, что пойти на уступки бизнесу позволило улучшение ситуации с коронавирусом, а добиться перелома помогла вакцинация. Тем не менее расслабляться рано, отмечают в городской администрации, — нормативы по иммунизации сотрудников остались прежними, а значит, от бизнеса по-прежнему ждут ответственного отношения к здоровью сотрудников.