В ноябре российский бизнес провёл форум, главной темой которого стали умные города. Предприниматели, госкорпорации и чиновники обсуждают, как с помощью современных цифровых решений улучшить инфраструктуру, повысить безопасность и общее качество городской среды.
Сегодня в России IT-технологичные решения применяются в нескольких областях. В строительстве — это цифровые подходы к проектированию зданий и территорий (например, BIM-проектирование); в транспорте — управление системой дорожного движения через светофоры и камеры, применение беспилотников и электромобилей. В ЖКХ используют умные датчики, переход на газовую генерацию, мониторинг системы переработки отходов, говорит президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
"Умный город внедряет комплекс решений интернета вещей, которые соединят муниципальные власти, жителей и бизнес на определённой территории. Однако цифровизация городской среды в основном затрагивает российские мегаполисы. По оценке "Яндекс.Такси" и Высшей школы урбанистики (входит в НИУ ВШЭ), по сути в малых городах просто нет локальных цифровых сервисов, "привязанных" к территории.
Однако ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Один из ключевых партнёров муниципалитетов малых и средних городов в цифровизации — Росатом в лице компании "Русатом Инфраструктурные решения" (РИР). Предприятия госкорпорации расположены более чем в 30 городах, где проживает более 2 млн человек. Уже несколько лет РИР внедряет технологии умного города в "атомградах", а сейчас активно работает и с другими муниципалитетами. Умный город — это в первую очередь история о людях: как сделать жизнь комфортной. "У каждого города есть свои точки роста и проблемы: важно их определить и включить в комплексное развитие", — говорит генеральный директор РИР Ксения Сухотина.
Скачав приложение на смартфон, горожанин может оперативно сообщить властям о любой проблеме, сделать и загрузить подтверждающее фото. Проблемы появляются на мультимедийной карте: ответственные ведомства быстро видят её, а руководители могут контролировать, как быстро проблему решат.
Второй блок проблем, которые помогает решить проект, — модернизация инфраструктуры. Власти "мониторят" в реальном времени жизнь города, например дорожные проблемы, аварии в системе ЖКХ, уличное освещение.
Третий блок — формирование точек роста: особенностей города, которые могут помочь развитию. Так, в 2020-м проект "Умный город-курорт" запустили в Железноводске. Там появилось отслеживание автобусов онлайн, установлены умные остановки и умные пешеходные переходы, которые подсвечиваются, когда по ним идёт человек. Появился интеллектуальный учёт потребления коммунальных ресурсов и накопления твёрдых бытовых отходов. В социальных объектах за счёт мониторинга удалось сэкономить около 20% объёма тепла и света. Руководство Ставропольского края сейчас тиражирует этот проект и в других городах региона.
Аналогичный проект реализовали и в другом субъекте РФ. Так, для Мурманской области создали единую цифровую платформу управления регионом, интегрировав в неё больше 20 информационных баз и систем из 16 ведомств. В результате властям региона удалось улучшить планирование и усилить контроль за поручениями, а министерства и ведомства — вовлечь в решение стратегических задач.
В рамках ещё одного проекта — в Сарове — "Умный город" содержит больше 50 сервисов. Работа местных властей там стала эффективнее, говорят в компании. Так, время исполнения работ по обращениям граждан сократилось в 4 раза, а время оперативного реагирования на аварии и сбои в работе коммунальных служб снизилось с 30 до 3 минут, отмечают в РИР.