Отечественные инвесторы в 2021 году купили акции российских компаний на $5 млрд, сообщил 30 ноября представитель "ВТБ Капитала" на форуме "Россия зовёт!". В то же время западные фонды, которые раньше играли первую скрипку на российском фондовом рынке, купили бумаг лишь на $3 млрд. Тренд позитивный, он придаёт рынку устойчивость, считают в ВТБ.
Иностранцы народ трепетный, едва на рынке замаячат признаки очередных санкций — сразу всё продают, обрушивая попутно котировки отечественных бумаг. Российские в этом смысле понадёжнее.
Осознавая перспективы роста популярности фондового рынка, многие банки давно провели апгрейд своих приложений, добавив в них инструменты для работы с акциями. Попутно финансовые организации дают возможность гражданам подтянуть финансовую грамотность, организуя для них конкурсы с выдачей призов.
Вот только государство как–то старалось не замечать новых вкладчиков в отечественные ценные бумаги. Отношение к ним было, конечно, лучше, чем к спекулянтам в советское время, но пользу от таких инвесторов власти видели разве что в пополнении бюджета — налоги с доходов частников повышались исправно.
Впрочем, похоже, лёд тронулся. Президент РФ Владимир Путин вчера на том же форуме "Россия зовёт!" заявил, что вложения граждан в акции должны не только стать "серьёзным источником финансирования инвестиционных проектов, но и надёжно работать на самих граждан, приносить стабильный доход тем, кто готов вдолгую вкладывать средства в российскую экономику".
Для достижения этой цели глава государства предложил подумать о новых вычетах по налогу на доходы физических лиц при долгосрочном вложении средств в российские ценные бумаги. Кроме того, президент предложил ввести систему гарантирования вкладов на фондовом рынке по аналогии с существующей в сфере банковских депозитов.
Сейчас доля отечественных частных инвесторов на российском рынке не превышает 4%. Это намного меньше, чем в Турции, где частники формируют 10% инвестиций в акции, или в Польше, где таковых 20%.
Не исключено, что догнать и перегнать Турцию с Польшей Россия могла бы намного раньше, если бы заранее задумалась о поддержке собственных инвесторов.