Грузоперевозки страдают от дефицита кадров и подорожания фрахта

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей
На рынке грузоперевозок 2020-й сказался негативно: карантин вызвал общее падение спроса, а временный запрет на международную транспортировку привёл к непредвиденным сбоям в поставках. Больше всех пострадали компании, работающие на импорт и экспорт.
При этом, по данным M. A. Research, в сегменте автоперевозок по итогам 2020 года объём рынка LTL (сборных грузов) подрос примерно на 2%. Это связано в первую очередь с общим трендом на сокращение среднего объёма одного отправления примерно на 10%, считает замдиректора транспортной компании "ПЭК" Вадим Филатов. "Компании начали закупать товары партиями, которые можно гарантированно реализовать. Соответственно, прирост LTL — за счёт сокращения FTL (отправок полными фурами)", — поясняет он. Вторая причина — бурный рост e-commerce: отправления для интернет-магазинов и маркетплейсов перемещаются между городами в составе сборных грузовиков.
В 2021-м индустрии лучше — производственные мощности компаний восстанавливаются, а спрос на транспортировку растёт. Главные причины: вынужденная цифровизация бизнеса и снова — рост e-commerce. Но есть и проблемы.

Всем грузом в digital

Причина ускорения цифровизации рынка — пандемия и нарушенное ею взаимодействие контрагентов. В целом это на пользу. Как рассказали в ПЭК, компания запустила "электронную торговую площадку" по взаимодействию с транспортными компаниями, чтобы оптимально распределять рейсы между перевозчиками. "Сейчас ПЭК фрахтует более 95% всех рейсов онлайн. Обмен документами также переведён в электронный вид. В итоге на 40% сократили временные затраты логистов", — рассказывает Вадим Филатов.
Кроме того, компания инвестировала в запуск цифрового центра управления перевозками для прогноза работы и загруженности склада на несколько недель. Это на 2% сократило себестоимость логистики и на 10% повысило качество взаимодействия складского и транспортного подразделений.
Онлайн-платформа ГК "Монополия" обеспечивает прозрачность процесса заявки с выбором перевозчика и возможностью цифрового контроля за перемещением груза. Гендиректор ГК Екатерина Михайлова говорит, что продукт закрыл перманентную потребность в оборотном капитале через предоставление быстрых оплат и взаимозачётов по сопутствующим сервисам — топливо, страховка, ремонты.

В борьбе за клиента

Рост e-commerce стал для рынка перевозок палкой о двух концах. С одной стороны, транспортники смогли частично компенсировать убытки от закрытия границ. С другой — маркетплейсы теперь серьёзные конкуренты грузоперевозчиков. Wildberries и Ozon доставляют товар своими силами, выполняя функции логистических операторов.
"Если логисты будут тянуть с развитием собственных сервисов, они проиграют. Маркетплейсы заберут львиную долю комиссии, будут управлять товарными матрицами, спросом — практически всем. Логистическим компаниям нужно плотнее работать с собственными службами доставки, создавая дополнительный трафик и возможности развития", — считает Вадим Филатов.
Транспортным компаниям приходится подстраиваться под растущие запросы потребителей. В e-commerce тренд на ускорение доставки, сервис next day уже стандарт. По данным Data Insight, 16% клиентов готовы отказаться от заказа, если его не доставят в этот же день. Менеджеры компаний ставят на развитие сервиса комплексной логистики для e-commerce в формате next day в крупных городах.
"При этом нужно понимать, что стоимость затрат на логистику, уже выросших на 30% к прошлому году, в режиме "день в день" продолжит расти. Придётся выбирать: либо получатель платит за доставку (вопрос, насколько привлекательной остаётся услуга), либо производитель жертвует частью своей маржи, оплачивая логистику", — поясняют в ПЭК.

Выкрутимся?

Рост перевозчикам сдерживает стоимость фрахта — с начала 2021 года она увеличилась на 10–15% в целом по России. А средняя цена маршрута Петербург — Москва в первом полугодии увеличилась вдвое по отношению к аналогичному периоду ­2020-го и продолжает расти.
"Остро встал вопрос с дефицитом водителей, их средний возраст — 49 лет. Из-за пандемии сократились продажи грузовиков, купить новые проблематично из-за повышения цен и ограниченного предложения", — рассказывает Екатерина Михайлова. По оценкам аналитиков Russian Automotive Market Research, за 9 месяцев средняя цена грузового транспорта выросла на 26% относительно аналогичного периода 2020 года. Наибольший рост стоимости среди новых моделей показал KамAЗ-65115, подорожав по итогам трёх кварталов на 21%.
По словам Вадима Филатова, грузовики некоторых перевозчиков, как правило небольших, действительно простаивают из-за отсутствия водителей — трудно конкурировать с крупными игроками по уровню заработной платы. "Всё это ведёт к росту себестоимости перевозки. В такой ситуации задача — оптимизировать затраты, упрощать взаимодействие с перевозчиками, предлагать выгодные условия работы", — говорят в ПЭК.
Для оптимизации затрат перевозчики могут применять различные технологии повышения утилизации собственного грузового автопарка. Например, одна из компаний запустила круговые экспресс-рейсы на маршруте Москва – Петербург – Москва: пока один тягач доставляет груз, его уже ждут два других загруженных прицепа. Затем происходит перецепка и замена водителя, а фура снова отправляется в рейс. В итоге пробег тягача в месяц увеличивается до 25–30 тыс. км.