Петербургский бизнес активизировал процессы слияний и поглощений

Автор фото: Сергей Ермохин

В этом году рынок M&A в Северной столице если и не переживает ренессанс, то сильно активизировался.

Слияния/поглощения наиболее заметны в ретейле, где проявили себя федеральные игроки с петербургскими корнями. Так, "Лента" приобрела в этом году две торговые сети — группу компаний "Семья" (Пермский край) за 2,35 млрд рублей и сеть супермаркетов Billa Russia GmbH за 215 млн евро. Обоих ретейлеров "Лента" планирует интегрировать в свою сеть. Ещё одна серьёзная сделка — приобретение X5 Group foodtech–проекта "Много лосося" (размер сделки не раскрывается).
Такая активность объясняется тем, что этот сегмент рынка не понёс значительных финансовых потерь с начала пандемии, а постепенный возврат экономики в докризисное состояние только упрочил позиции ретейл–гигантов.
По мнению экспертов, заключённые сделки свидетельствуют о желании "Ленты" расширить географию продаж за счёт других регионов, не потеряв при этом ключевую позицию в Северной столице в условиях серьёзной конкуренции с двумя другими ретейл–гигантами — "Магнитом" и X5 Group.
"“Лента”, традиционный локомотив рынка M&A в Петербурге, в этом году мощно продолжила экспансию, — отмечает Елена Рыбальченко, старший юрист BGP Litigation. — Учитывая высокую конкуренцию в продуктовом ретейле и гонку за первенство, можно рассчитывать, что “Лента” продолжит активно работать на рынке M&A".

Сделок стало меньше

В 2020 году в стране заключено 567 сделок общей стоимостью $57,9 млрд, отмечает Лидия Петрашева, партнёр, руководитель департамента инвестиций и рынка капитала КПМГ в СНГ.
По прогнозу компании, данному в начале 2021 года, общий климат в текущем году должны были определять следующие факторы: подъём макроэкономики и способность правительства в кратчайший срок реализовать программу восстановления, развитие ситуации с коронавирусом, вакцинация и введение новых ограничительных мер, усиление санкционного давления со стороны новой администрации США.
Что же произошло на самом деле? За 9 месяцев текущего года в стране заключено 313 сделок общим объёмом $19,55 млрд, подсчитали специалисты проекта Mergers.ru/"Слияния и поглощения в России". В уходящем году основными трендами в сфере M&A можно назвать как увеличение покупателями доли рынка, так и развитие новых направлений бизнеса через приобретение компаний целиком или долей участия в них. Нефтегазовые компании поглощают друг друга, строительные компании приобретают агентства недвижимости и управляющие компании, а банки — IT–компании для внедрения новых бизнес–решений, добавляет Елена Рыбальченко.

Ретейл, транспорт и девелопмент

"В Петербурге, как и в целом по стране, мы видим тенденцию на укрупнение бизнеса. Усиление государственного регулирования и усовершенствование работы контролирующих органов вынуждает мелкий и средний бизнес, работающий “на грани” и отчасти в серой зоне, предлагать свои активы крупным игрокам, выстроившим надёжную систему внутреннего контроля и управления рисками. Это в первую очередь относится к ретейлу, транспорту, девелопменту", — считает Сергей Спасённов, старший партнёр "Пепеляев Групп", руководитель офиса в Санкт–Петербурге.
Характерной чертой петербургского рынка некоторые эксперты считают "федерализм". Сделки слияния/поглощения совершаются компаниями с петербургской "пропиской", но сфера их бизнес–интересов простирается далеко за пределы города, что, к слову, ярко демонстрирует ретейл.
При этом ряд экспертов полагает, что к сделкам слияния и поглощения можно отнести результаты некоторых банкротных процедур. Например, заключение мирового соглашения в деле ПК "Севкабель". "В этом случае инвестором петербургского производства выступает металлургическая группа “Акрон”, — говорят в бюро юридических стратегий Legal to Business. — Особое место занимает ситуация с банкротством ОАО “Метрострой”, которое фактически поглощено АО “Метрострой Северной столицы”".
Отличием таких сделок, как считают специалисты, является не только цена, которая формируется из погашенных требований кредиторов и затрат инвестора по возобновлению или модернизации производства, но и совершение их в условиях противостояния: воля на их совершение зависит не только от владельцев бизнеса (как в стандартных сделках M&A), но и от третьих лиц (кредиторов, суда).

А теперь перевозчики

В следующем году, как предполагает Сергей Спасённов, резкий рост цен на транспортировку может привести к тому, что с целью оптимизации этих затрат крупные товаровладельцы и экспортёры будут приобретать перевозчиков средней руки.
"Это также нивелирует и налоговые риски грузовладельцев, связанные с традиционно пристальным вниманием ФНС к затратам на транспортировку в случаях, когда в логистической цепочке участвуют небольшие транспортные компании", — уточняет эксперт.
Также активность на петербургском рынке будет как минимум поддерживаться (а возможно, и возрастать) в сфере IT. "Несмотря на отсутствие в Северной столице своего “Сколково”, наши IT–компании не теряют к себе интереса. Однако это больше “бутиковые” сделки, не находящиеся на слуху", — добавляет Елена Рыбальченко.
Определяющими факторами рынка M&A в 2022 году будет текущее состояние экономики, ещё не оправившейся от пандемии, и удорожание кредитных денег в связи повышением ЦБ ключевой ставки, считают эксперты. Скорее всего, они снизят общий объём сделок с участием частного капитала, полагают в адвокатском бюро "Прайм Эдвайс".
Возможный в будущем отказ государства от поддержки бизнеса в условиях пандемии может привести к существенному изменению портфелей проблемных активов и стать катализатором новых слияний и поглощений. В ближайшей перспективе возможно сохранение тенденции к усилению экономической концентрации игроков в таких отраслях, как технологии (цифровизация), медицина и фармацевтика. Каждая из этих сфер с 2020 года подтвердила свою значимость для общества. Возможно также укрупнение групп в сельском хозяйстве — такие сделки интересны стабильным игрокам, располагающим ресурсами, так как в текущей ситуации вложение в небольших производителей потребует меньше средств. Не исключаю возобновления активности иностранных инвесторов в промышленном секторе.
Светлана Гузь
управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
Средний чек сделки, которую можно назвать действительно крупной по общероссийским меркам, начинается от $100–200 млн. В Петербурге контракты такого масштаба единичны, поэтому для Северной столицы таким порогом можно считать 1 млрд рублей. Это связано с тем, что концентрация крупного бизнеса существенно ниже, чем в столице. Характерно, что сделки M&A внутри Петербурга происходят не так часто — в основном крупные петербургские компании заинтересованы в том, чтобы, наоборот, выйти на общероссийский уровень и усилить присутствие в других регионах страны.
Александра Хаустова
ведущий юрист адвокатского бюро "Прайм Эдвайс"