Неожиданно выпавший зимой снег — обычное явление для города, но 5–часовая пробка на Московском шоссе — всё же экстраординарное явление и требует выводов.
Коллапс на участке шоссе от КАД до Славянки растянулся на 2 дня. Автобусы стояли здесь по 4–5 часов, некоторые автомобилисты бросали свои машины, а жители пригородов вынуждены были добираться до дома пешком.
Все на электрички
Однако снег лишь усугубил проблемы Московского шоссе, существующие уже много лет. "Основная причина перегруза шоссе — оно имеет неуправляемый (с точки зрения организации дорожного движения) поток грузов. Необходимо поставить умные светофоры, которые смогли бы дозировать трафик фур. В первую очередь при выезде с логистических центров", — считает аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков.
По его мнению, необходимо было немедленно звать руководителей железной дороги, так как именно электрички в такие трудные периоды являются стабильным транспортом. Вопрос увеличения их числа было легко решить, особенно на Витебском направлении. Автобусы в пригородах нужно было перераспределить на короткие локальные подвозные маршруты до железнодорожных станций, так как короткие маршруты меньше всего подвержены сбоям и быстрее восстанавливают свой интервал.
В Комтрансе отмечают, что в первый день снегопада, 30 ноября, движение было затруднено из–за дорожных условий и большого количества ДТП на всех южных вылетных магистралях: Московском шоссе, Софийской улице, Витебском проспекте. Поэтому перенаправлять движение автобусов с Московского шоссе на смежные улицы не представлялось возможным. Когда возможность появилась, маршрут № 196 частично направили на Софийскую улицу, хотя и там были заторы.
"Движение электропоездов Витебского направления на участке “Витебский вокзал — Шушары — Царское Село — Павловск” осуществляется с интервалами 15–20 минут в часы пик со средним наполнением вагонов. Электропоезда могут справиться с увеличением пассажиропотока без назначения дополнительных рейсов. Следует учесть, что посёлок Ленсоветовский и промзоны на Московском шоссе находятся на значительном удалении от железнодорожных линий, поэтому запуск дополнительных электропоездов не решил бы проблемы транспортного обслуживания жителей этих территорий", — комментируют в Комтрансе.
Организовать движение автобусов от железнодорожной станции Царское Село до посёлка Ленсоветовский, по словам чиновников, было невозможно из–за затора на Московском шоссе. Более того, в посёлке отсутствуют разворотные площадки, необходимые для оборота автобусов большой вместимости.
Как по Лиговскому
Сооснователь бюро транспортного планирования OTS Lab и преподаватель ИТМО Тимофей Волоцкий считает главной причиной пробок в снегопад отсутствие у людей альтернативы в виде общественного транспорта.
"Автобусы стоят в пробках вместе с автомобилями, а в такую погоду приятнее “стоять” в своей личной машине. Плюс до остановки общественного транспорта ещё нужно добраться. Необходимо создавать альтернативу, условия, при которых жители оставят свои личные автомобили дома, потому что на общественном транспорте поехать им будет выгоднее и быстрее. Это возможно только с использованием выделенных полос, которых у нас в городе, учитывая масштабы Петербурга, можно сказать, и нет", — говорит Волоцкий.
О выделенках говорит и Владислав Булгаков. На Московском шоссе, по его мнению, общественный транспорт спасти можно только одним путём: масштабной реконструкцией шоссе, которая давно назрела, и созданием на ней, посередине, BRT–выделенки (автобусный экспресс–транзит, как на Лиговском пр.). Это единственный способ обеспечить стабильное автобусное сообщение для сотни тысяч пассажиров пригорода всё время, считает эксперт.
Тут вам не Канада
Проблема уборки плотной городской улично–дорожной сети состоит в её запаркованности. В целом при выпадении снега "правила игры" ничем не отличаются от другого времени года, когда его нет: жители должны ориентироваться на знаки, запрещающие парковку в одну из ночей. Но на деле запарковано всё и везде, поэтому убирать парковку на краю проезжей части невозможно. Что бы город ни делал, если автомобилисты не освободят парковки, убрать их качественно будет невозможно.
Эксперты предлагают обратиться к опыту Канады. Там в городах любого размера парковка на улицах на краю проезжей части просто запрещается в снежный сезон: с 02:00 до 07:00 ни один автомобиль не должен быть припаркован на краю проезжей части. Чтобы коммунальные службы могли ежедневно своевременно убирать снег, причём полностью его убирать, а не только отваливать с одной–двух полос движения в сторону парковки, как это приходится делать коммунальщикам у нас. Куда автомобили деваются? На это время разрешена временная бесплатная парковка на общественных паркингах у муниципальных предприятий и социальных объектов. Плюс есть достаточно много мест на территории частных владений, на подземных парковках и многоуровневых паркингах.
"Можно ли сделать так в Петербурге? Куда–то деть автомобили, которые сейчас припаркованы на улично–дорожной сети? Нет, потому что в тех местах, где парковка востребована, и так все дворы забиты по ночам. Спрос на уличную парковку уже превышен практически по всей центральной части Петербурга, да и в новых районах она используется почти на 100%. Например, мы проводили исследование на Парнасе. Там забиты все улицы, при этом стоят свободными крытые паркинги. В центре города крытых паркингов в принципе нет, плоскостных парковок тоже. По сути, жители рассчитывают только на дворы или уличную парковку. Поэтому резервов куда–то всем уйти нет, канадский вариант, при котором можно обеспечить быструю уборку, невозможен", — говорит Тимофей Волоцкий, отмечая, что при сохранении текущих правил парковки и дефицита парковочных мест на улично–дорожной сети Петербурга снег коммунальщики нормально убрать не смогут.
Гласная уборка
Кроме сложностей с парковкой город должен понимать, в какой последовательности убирать улицы. Понятно, какие–то планы у коммунальщиков есть, но каждый район и каждое предприятие должны выставлять на всеобщее обозрение свои конкретные графики: какие улицы приоритетны для уборки, в какое время будут проводиться работы. На сайтах тех же канадских городов есть эта подробная информация в свободном доступе, отмечает Волоцкий.
"Есть много решений, чтобы понять, как лучше чистить дороги. Можно смоделировать и выяснить, в каком порядке лучше всего имеющейся техникой убирать улицы, чтобы пробок было меньше. Насколько мне известно, такая работа в городе не проводится, хотя с научной точки зрения всё можно сделать", — говорит эксперт.