Бизнес считает, что предложенные Минпромторгом сроки введения маркировки пива и слабоалкогольных напитков приведут к коллапсу на рынке.
Согласно проекту правительственного постановления, с 1 сентября 2022 года производители будут обязаны маркировать товар, упакованный в специализированную упаковку. А с 1 декабря маркировка станет необходима для пива и слабоалкогольных напитков, упакованных любым образом.
Старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании "Балтика" Ирина Фёдорова в разговоре с корреспондентом "ДП" отметила, что введение маркировки коснётся всех без исключения производителей пива, потребует значительных инвестиций в закупку оборудования и программного обеспечения. Также бизнесу придётся нести постоянные расходы на закупку марок и получение кодов, что, по сути, равно дополнительному налогу. В масштабах отрасли, по мнению Фёдоровой, объём затрат будет измеряться миллиардами рублей.
Она добавляет, что для подготовки всех участников рынка к маркировке необходимо значительное время для закупки оборудования, его поставки, пусконаладочных работ, интеграции ГИС МТ (государственной информационной системы мониторинга товаров) с информационными системами компаний, тестирования системы на всех звеньях цепочки от производства до кассы.
В пресс–службе AB InBev Efes также считают предложенные сроки абсолютно нереалистичными и убеждены, что их необходимо сдвигать как минимум на несколько лет.
"Ранее индустрией для Минпромторга была подготовлена дорожная карта с оптимальными сроками, однако наше предложение учтено не было. Участники рынка не смогут обеспечить готовность линий к 1 сентября, так как на сегодняшний день нет готовых технических решений для нанесения маркировки на все виды упаковки пивоваренной продукции при высоких скоростях производства. Пилотный проект по его тестированию только стартовал", — говорят в компании.
Бизнес–сообщество убеждено, что если постановление будет принято в таком виде, то рынок пива будет временно парализован. Ирина Фёдорова предполагает, что некоторые участники производства и оборота будут вынуждены уйти. Те, кто продолжит работать, повысят цены, что приведёт к росту нелегальной торговли.
При этом, как показывает практика, маркировка, уже введённая для многих категорий, пока что не справляется со своей главной задачей. Аналитики BrandMonitor подсчитали, что оборот контрафактной продукции в 2021 году вырастет на 10%, до 6,5 трлн рублей. Около 40% придётся на продукты, а 60% — на реализацию непродовольственных товаров.
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев подчёркивает, что оценки доли нелегального оборота пива до 2020 года демонстрировали тренд на снижение (5,2%, или 0,44 млрд л).