Бизнес испытывает трудности с вывозом снега с частных и арендованных территорий. Самосвалов на всех не хватает, а на пункты приёмки выстраиваются многочасовые очереди.
Последствия циклона "Бенедикт", принесшего в Петербург обильные снегопады, ощутили на себе все. Не пощадила погода и предпринимателей. Бизнес–центры, ретейлеры и прочие предприятия должны самостоятельно производить уборку. Далеко не все могут позволить себе содержать для этого собственный парк техники. А предоставляющие нужные услуги подрядчики не успевают справиться с валом заказов.
Погода не балует
За сутки 8–9 декабря с петербургских улиц вывезли свыше 54,5 тыс. кубометров снега (около 2700 полных самосвалов). В четверг городские магистрали чистили 1038 единиц техники и 1205 работников ручного труда. Территории зелёных насаждений приводили в порядок ещё 214 машин и 764 специалиста садово–парковых хозяйств. Бизнес сражался со снежной стихией самостоятельно.
"Вывоз снега с территорий объектов осуществляется, как правило, с помощью автомобилей сторонних организаций. В дни, когда выпадает аномальное количество осадков, бизнес вынужден арендовать технику у коммерческих предприятий. Стоимость услуг возрастает вдвое, а то и в 2,5 раза, а предложение ограничено", — описывает действующую схему руководитель ЖКХ "Контроль" Алла Бредец. Она добавляет, что некоторые компании для вывоза снега закупают собственную технику, это делает их независимыми от рынка и погоды.
В период сильных снегопадов в городе постоянно возникает дефицит машин. Транспортные компании заняты выполнением текущих контрактов, и у них зачастую просто нет возможности оперативно выехать на "снежный" объект.
"Бывают ситуации, когда снегоуборочную технику приходится дожидаться, поскольку весь автопарк подрядчика уже забронирован другими заказчиками. Иногда приходится планировать уборку в ночное время", — рассказал заместитель генерального директора ГК "КВС–Сервис" Евгений Перминов.
В большинстве петербургских организаций, с которыми пообщался "ДП", об этой проблеме прекрасно знают и предпочитают работать с проверенными партнёрами. По словам руководителей компаний, стоимость нужных услуг относительно конца 2020 года выросла на 20%. В среднем чистка и вывоз обходятся в десятки тысяч рублей. Точный масштаб затрат зависит от объёма снега и времени, которое требуется для вывоза на полигон. Тарифы у компаний заметно разнятся, но в среднем по рынку суммы похожи.
"Работа одного погрузчика за смену обходится в 16 тыс. рублей, каждый самосвал стоит 8,5 тыс., нам их необходимо минимум два, итого 33 тыс. рублей за один вывоз снега, — приводит подсчёты владелец и генеральный менеджер гостиницы “Гельвеция” Юнис Теймурханлы. — В дни сильных снегопадов потребность в этой услуге возникает чаще. На прошлой неделе заказывали машины 4 раза, другого выхода не было — к зданию просто не подкопаться".
Юнис Теймурханлы добавляет, что в последние дни подрядные организации не всегда могли вывезти снег, потому что на приёмных пунктах образовались очереди. "Исполнители жалуются, что точки приёма сильно удалены от города, плюс они загружены, поэтому везти снег некуда. А пункты, расположенные в Петербурге, принимают снег в 2–3 раза дороже", — отмечает он.
В пресс–службе "Ленты" рассказали, что тоже пользуются услугами подрядной организации для уборки и вывоза снега с территорий магазинов. "Мы не наблюдали нехватку техники у подрядчиков, однако у них возникали сложности с разгрузкой снега на принимающих станциях", — сообщили там.
Стройка выгоднее
Услуги по вывозу снега частным организациям предоставляют компании, которые работают на строительном рынке, перевозят нерудные материалы. Специализированных организаций нет, что легко объяснимо: нелогично работать всего один сезон в году. Из тех, кто занимается поставкой нерудных материалов и вывозом грунта, вывезти снег могут порядка 120 компаний, говорит один из участников рынка. Другой отмечает высокую текучесть: многие приходят на рынок и довольно быстро уходят с него. Основных игроков, кто давно работает в Петербурге, — всего пять–шесть. В среднем у каждого из них в парке по 15–16 единиц техники, которой достаточно для обслуживания 40–45 клиентов.
"Мы в основном работаем на строительном рынке, на снег сильно не переходим. Нам звонят сейчас, но мы не берёмся, потому что техника пока задействована на стройке. Используется одна и та же техника. На снег не очень интересно ехать со стройки, потому что там простоев много. За трактор ещё смена оплачивается, а вот самосвалы будут простаивать, пока снег в них будут медленно загружать, а потом ещё в очереди на снегоплавильный пункт. На строительном рынке побольше можно заработать, там всё более организованно. Но, когда совсем никакой работы нет, можно и снег повывозить", — честно признаются в одном из предприятий, предоставляющих услуги по вывозу снега. Примечательно, кстати, что большинство игроков рынка согласились пообщаться с корреспондентом "ДП" исключительно на условиях анонимности.
В компании "Дорстройсервис" подтверждают наличие сейчас ажиотажного спроса на машины. Во–первых, снегопад начался слишком неожиданно, во–вторых, снега выпало удивительно много за короткий промежуток времени.
"Подобрать экстренно технику было невозможно, потому что всё загружено. Спрос сейчас превышает предложение, но всегда можно что–то придумать. Те, кто к нам обращается, не уходят без ответа или уборки. Можем не успеть экстренно предоставить услугу, день в день, но на следующий — уже точно", — рассказали "ДП" в компании.
Заявки поступают отовсюду: от управляющих компаний, от коммерческих зданий, например бизнес–центров, торговых центров, промзон, госучреждений, медучреждений, образовательных учреждений, спортивных объектов и т. д. При этом львиная доля заявок поступает в экстренном режиме.
"Только порядка 20% наших клиентов — постоянные, с которыми у нас заключены договоры. 80% — это те, кому нужно убрать снег прямо сейчас, очень срочно. И это одна из проблем — халатное отношение различных организаций к вопросу вывоза. У бюджетных организаций нет никаких договоров на уборку снега. А потом начинается аврал", — эмоционально рассказывает директор ещё одной компании по уборке и вывозу снега.
Некоторые проблемы связаны с работой "Водоканала", который занимается приёмом снега. В комитете по благоустройству говорят, что снег вывозят на 11 снегоплавильных и семь снегоприёмных пунктов ГУП "Водоканал". Но, по словам представителей частных организаций, по факту около половины из них не работает.
"Некоторые пункты и вовсе работают только на машины подрядчиков, с которыми у города заключены контракты на уборку улично–дорожной сети. При этом они могут стоять абсолютно пустыми. Наши машины просто не пускают, хотя у нас с “Водоканалом” есть договор. В итоге приходится совершать огромный перепробег для вывоза снега на те станции, куда мы можем заехать. Из–за этого и скапливаются очереди на 3–4 часа на этих пунктах", — говорит представитель одной из компаний.
Готовь лопату осенью
По словам Валентина Каверина, управляющего директора FM Becar Asset Management, проблема с вывозом снега есть не только в Петербурге, но и в Ленобласти. "Три года назад осадков было намного меньше и, соответственно, потребность в содержании техники, особенно у жилищных и коммунальных служб, отсутствовала. В большинстве случаев машины просто распродали. Когда в 2020 году выпало аномальное количество снега, город столкнулся с дефицитом автомобилей. И хотя все говорили, что в 2021–м такого объёма осадков не будет, мы увидели совершенно другую картину — техники по–прежнему не хватает", — указывает он.
С расчисткой частных территорий от снега дела обстоят лучше: с этим многие компании справляются своими силами. Купить небольшую машину для решения текущих задач можно за сумму от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, в зависимости от оснащения.
При этом ни для кого не секрет, что для Петербурга снегопады и дожди — явление совсем не редкое. Своевременно позаботившиеся о подготовке к сезону предприятия вполне способны уберечь себя от глобальных проблем. А заодно и от претензий со стороны городских властей, которые каждый снегопад не упускают возможности переложить часть ответственности за пробки и завалы на бизнес.
"Проблем с вывозом не бывает, справляемся, так как знаем, что зима приходит в конце ноября", — смело заявляет генеральный директор "МТЛ. Управление недвижимостью" Николай Антонов. Он добавляет, что в проекте управления каждого бизнес–центра (компания управляет девятью объектами этого типа) заложена и спрогнозирована потребность в вывозе снега. Обязанности ложатся на компанию, которая выиграла соответствующий тендер.
Инженер БЦ "Инструментальная, 8" Андрей Смирнов в разговоре с корреспондентом "ДП" отмечает, что главное в таком деле, как вывоз снега, "наличие правильных контактов". Он добавил, что проблем с уборкой снега с территории БЦ не возникало, а вывоза пока не было.
Кстати, этим рецептом пользуются многие: не спешат вывозить снег, дожидаясь, когда погода даст послабление и спрос на машины стабилизируется.
“
Ситуация с погодой в городе на Неве относительно спокойная. Сильных осадков, таких как принёс "Бенедикт", в ближайшее время не ожидается. В пятницу и субботу будет держаться низкая температура, потом она начнёт повышаться. К вечеру воскресенья начнётся оттепель, температура воздуха сначала дойдёт до нуля градусов, а затем станет положительной. Причём оттепель продержится всю следующую неделю. В связи с повышением температуры воздуха и моросящими осадками в выходные дни возможен гололёд. А на дорогах точно будет сильная гололедица. В понедельник–вторник, если температура будет плюсовой, выпавший снег начнёт размягчаться и таять. В начале декабря 2021 года установилась довольно низкая температура для этого периода. Такая погода в начале декабря наблюдалась в 1973 и 1980 годах. С тех пор такого холодного начала зимы в Северной столице не было. За последние дни выпало много снега, похожая картина ранее наблюдалась в 2016 году. Говорить об аномальной погоде в Петербурге не приходится. В пятницу, 10 декабря, можно подводить итоги первой декады месяца и просчитывать сравнения. Пока рано прогнозировать, какой будет эта зима. Неясно, будет ли она такой же холодной, как в 2010 и 2011 годах.
Александр Колесов
начальник Гидрометцентра ФГБУ "Северо–Западное УГМС"
“
Из года в год повторяется одна и та же история. К сожалению, культура договорных отношений в наше время выстроена не лучшим образом. Я обращалась в свой район с вопросом об очистке снега. Ответили, что собственник или арендатор помещения (магазина, офиса) должен очищать только ступеньки и вход. Я считаю, что нужно проводить подробный инструктаж с самими работниками подрядных организаций (теми, кто непосредственно выполняет работы по очистке). Нельзя просто сгрести снег с улицы и сбросить его на переход, потому что, когда он начинает таять, образуется ледяной спуск.
Марина Акимова
председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ
“
У нас вывозом снега занимаются постоянные партнёры, с ними заключены рамочные долгосрочные контракты. Мне сложно представить, как сейчас справляются те, кто решает эту проблему точечно, или те, кто не озаботился ею вовремя. Как показывает практика, подрядчики сначала обслуживают постоянных партнёров, а затем — разовых заказчиков. Это вопрос к менеджменту предприятий, не подготовивших "сани летом". Любой экстремальный снегопад всегда создаёт чудовищные проблемы, помимо непосредственно вывоза снега, его ещё нужно сбрасывать с крыш, а высотников не хватает, даже на коммерческой основе.
Андрей Ткачёв
директор отеля "Введенский"