До конца декабря Госдума должна принять поправки в ФЗ "О теплоснабжении", которые сэкономят Петербургу порядка 93 млрд рублей.
Согласно действующему законодательству с 1 января 2022 года эксплуатация открытых систем ГВС станет нелегальной. Такие исторически используются в Петербурге: горячая вода для потребителей отбирается из трубы, по которой проходит тепло от ТЭЦ через батареи жителей. С 2013 года ввод новых объектов с такой схемой не допускается.
Альтернативный вариант — закрытая система, состоящая из двух контуров: в первом между ТЭЦ и батареей циркулирует теплоноситель, а во втором в каждом доме индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) нагревается обычная холодная вода и подаётся в горячий кран.
Поправки в федеральный закон отменяют пункт с запретом на использование открытых систем теплоснабжения, а также вводят обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу на закрытые системы в предусмотренном порядке.
По прогнозу, приведённому в актуальной схеме теплоснабжения Санкт–Петербурга до 2033 года, необходимые суммарные затраты на модернизацию открытых систем, обеспечивающих центральное ГВС более 90% потребителей, составляют почти 93 млрд рублей. Только на строительство ИТП требуется около 88 млрд рублей.
Несколько лет назад предполагалось, что по всей России постепенно должны перейти на закрытые схемы, но этого не произошло. Кроме Санкт–Петербурга подавляющее большинство потребителей приходится на открытые системы в Екатеринбурге, Хабаровске и Владивостоке. В Томске таких около 40%.
Критика используемой в городе системы строится на её несовременности и небезопасности и низком для бытовых нужд качестве теплоносителя. "Когда говорят об отмене запрета, добавляют о необходимости улучшения качества воды. Однако для Санкт–Петербурга это не столь актуально, потому что у нас для теплоснабжения на всех источниках нагревается чистая, соответствующая всем нормам питьевая вода, поставляемая “Водоканалом”", — говорит представитель комитета по энергетике и инженерному обеспечению города. По его словам, свойства воды регламентируются большим количеством стандартов, а её качество постоянно проверяется лабораториями снабжающих организаций и Роспотребнадзором.
В 2019 году губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов вносил в Госдуму предложение об избирательном переходе на закрытую систему в крупных городах, в этом году Законодательная дума Томской области предложила отсрочить новые нормы на 5 лет. Но стоит под вопросом сама реалистичность реконструкции почти всех коммуникаций в большей части жилого фонда такого крупного города, как Петербург.
"Помимо того что для перевода на закрытую систему нужно провести работы на внешних сетях, требуется проложить ещё две трубы к дому. При этом в каждой квартире необходимо переложить всю систему теплоснабжения, установить теплообменники, скорее всего, придётся модернизировать систему ХВС и электроснабжения, изначально не рассчитанную на работу дополнительных насосов", — объясняет представитель КЭИО.
Кроме огромного объёма работ необходимо учитывать, что внутридомовое и тем более внутриквартирное имущество — собственность жителей, а это влечёт за собой целый пласт организационных проблем.
Специалисты из сферы теплоснабжения говорят, что самим компаниям выгоднее работать с закрытыми схемами, потому что в таком случае на предприятии не лежит ответственность за высокое качество теплоносителя, соответственно сокращаются затраты на очистку. Но при учёте используемой в Петербурге воды и масштаба распространённости открытой системы трудно по нецелесообразности сравнить переход на закрытую систему с чем–либо ещё.