Чистый белый снег на улицах в очередной раз ставит вопрос, можно ли обойтись при уборке дорог без соли. "ДП" задал его экспертам.
В комитете по благоустройству говорят, что противогололёдные материалы (ПГМ) дорожные предприятия используют исходя из конкретных погодных условий, поэтому "сказать, больше или меньше по сравнению с прошлым годом используют соли, будет некорректно".
"Частичный отказ от соли в минувшие годы был вынужденной мерой. Город секвестировал расходы на уборку улиц в тот период. Отказаться от соли невозможно, так как это эффективное противогололёдное средство, которое помогает бороться со скользкостью. Кроме того, это натуральный материал, который добывается в природных карьерах и недорогой. Он в несколько раз дешевле, чем те реагенты, что применяются в других городах и странах", — ответили "ДП" в комитете на вопрос о возможном возвращении к бессолевым временам. Они были примерно с 2016–го по 2019 год, когда комитетом по благоустройству руководил Владимир Рублевский. На улицы разрешали тогда сыпать только песко–соляную смесь концентрацией 5–10%.
Правда, сейчас, если верить Комблагу, эти значения не сильно выше: "Чаще всего ПГМ используются в смеси в пропорции 10% соль и 90% песок. Реже 50/50".
Морозы против соли
Бывший гендиректор ОАО "Коломяжское" (один из подрядчиков Комблага по уборке дорог. — Ред.) Николай Страшнов соглашается, что город при Рублевском действительно был чище в связи с меньшим количеством соли, однако тогда и погода была другой.
"Соль использовалась и при Рублевском. Вопрос только в объёмах. Чистой соли да, действительно, использовалось меньше. Накат был. Город был почище. Но нельзя забывать, что в те 2 года, про которые все вспоминают, были хорошие морозы, как сейчас. Будет морозная зима, соль будут использовать меньше. Потому что она не нужна. Промели дороги, и всё, они сухие. А как начнутся скачки температуры, будут с солью работать", — говорит Страшнов, отмечая, что многое зависит и от количества соли: если её концентрация в смеси порядка 10%, никаких луж не будет. Плюс песок заберёт всю влажность.
Если температура ниже –12 градусов, то чистая соль перестаёт работать, поскольку она топит снег и тут же замерзает. Когда совсем холодно, однозначно применяется песко–соляная смесь, говорят дорожники.
"Если не получилось своевременно обеспечить чистую дорогу до резкого понижения температуры, снег, который был на проезжей части, получится потом только “сгрызать” ножами, грейдерами и другой техникой. Поэтому основная задача — превентивно обработать дороги, чтобы потом без труда можно было убирать снег, даже если он долго идёт. Не успели — либо ждать оттепели, либо дороги получаются в накате, и тогда их нужно посыпать чем–то, чтобы не было скользкости. Но в течение 4 часов после окончания осадков дороги должны быть приведены в нормативное состояние. Если снег прилип к асфальту, остаётся его только срезать", — говорит начальник отдела содержания дорог ГКУ "Ленавтодор" Валерий Бабарыкин.
Превентивный рассол
Превентивно дороги обрабатывают так называемым рассолом, или жидкой солью. Его же используют и при переходе температуры с плюса на минус. Рассол действует моментально: снег не прилипает к асфальту, и его можно счистить. Но это рабочая схема только до –5 градусов, если холоднее, может образоваться лёд. В таком случае уже используется увлажнённая соль, которая позволяет чуть больше и быстрее топить снег, чтобы его можно было убрать.
Дорезаться до асфальта
Применение соли завязано не только на температуру воздуха, но и на интенсивность движения транспорта. Дороги можно содержать или в чистом виде, или в накате. Как говорят специалисты, улицы с высокой интенсивностью, где проезжает свыше 1500 автомобилей в сутки, в накате удержать невозможно, шины расплавят снег, и появится колея, что опасно.
"В накате дороги Петербурга содержать нельзя, поток машин будет постоянно создавать колею. Как её убирать, если топить нельзя? Только срезать, но так можно дорезаться до асфальта. Без использования реагентов не обойтись. Плюс нужно своевременно обрабатывать проезжую часть и убирать снег, иначе он замёрзнет, нарастёт коркой и мы получим неравномерную структуру или гололёд", — говорит Бабарыкин.
Содержать дороги Петербурга в накате, даже если очень постараться, пока не получится, считает Страшнов. Город к этому не готов, как и к использованию гранитной крошки.
"Сколько бы мы ни шумели, без чистой соли или песко–соляной смеси никак. К гранитной крошке наши улицы не готовы. Это будет накат, нужны специальные плуги, чтобы они бороздки делали. Нельзя до асфальта счищать, проблема с крышками люков сразу появляется. Много разных но. Да, в Финляндии, например, крошка применяется, даже в Хельсинки, но не на всех дорогах. А если говорим про скоростные дороги у нас или в Финляндии, не важно, без соли или другого реагента никак", — говорит Страшнов. У нас работать не с солью, а с гранитной крошкой можно было бы в Пушкине или Сестрорецке, например. Когда–то так и было.
Собеседники "ДП" также отмечают, что нельзя говорить об уборке дорог без системы сбора снега, а с ней не всё в порядке, как и с дисциплиной водителей. Подход должен быть комплексным.