Новое руководство Республики Коми сделало ставку на диверсификацию экономики и уверено, что уже в ближайшие годы регион станет привлекательной территорией для жизни.
Среди задач, которые ставят перед собой власти, — улучшение инфраструктуры и создание высокопроизводительных рабочих мест в самых современных отраслях экономики и промышленности. Развернуться есть где.
Добыча угля
С этой темы и начал встречу с бизнес–сообществом Северной столицы глава Коми Владимир Уйба на круглом столе "Делового Петербурга".
"Нефть, газ, уголь — это самое простое и самое неинтересное, что есть в Коми, — сразу заявил руководитель региона. — Эпоха “простой добычи” заканчивается и уходит в переработку".
Владимир Уйба убеждён, что построить для экономики республики принципиально иной фундамент, не зависящий от богатейших недр, удастся благодаря новому плану развития Коми, который поддержали на федеральном уровне. Республика получит федеральное финансирование на решение многолетних проблем моногородов Инты и Воркуты — а это не только реконструкция жизненно важной инфраструктуры, но и переселение более 25 тыс. семей, проработавших в Заполярье десятки лет.
Задача-максимум плана диверсификации экономики Коми: к 2026 году создать 6 тыс. рабочих мест в недобывающих отраслях и привлечь 150 млрд рублей инвестиций, в том числе в рамках создаваемой особой экономической зоны "Север".
ОЭЗ разместится на участке 410 га в примыкающем к республиканской столице Сыктывдинском районе. Якорный инвестор уже определён: деревообрабатывающая компания "Лузалес" готова вложить 32 млрд рублей в производство МДФ мощностью 1 млн кубов.
Плюсы Арктики
ОЭЗ "Север" пройдёт регистрацию в середине 2022 года. Для того чтобы стать её резидентом, потребуется вложить в производство не менее 120 млн рублей (40 млн рублей в течение первых 3 лет). Но в Коми можно стать и резидентом Арктики: порог вхождения — всего 1 млн.
"Первое, что я бы предложил инвесторам, это именно арктические зоны: 0% налога на прибыль в федеральный бюджет на 10 лет, 0% налога на имущество, 0% — земельный налог. Где вы такое найдёте?" — отметил Владимир Уйба. Арктическими в Коми признаны Воркута, Усинск, Инта и территория Усть–Цилемского района.
Инвестиционную декларацию глава республики передал руководителю "Деловой России" в Петербурге, депутату петербургского ЗакСа Дмитрию Панову. А генеральный директор ООО "Карелия Палп" Юрий Айвазов поинтересовался, будут ли в ОЭЗ "Север" преференции по энерготарифам. На первоначальном этапе создания такой площадки они всегда ниже, а все риски инвестора берёт на себя управляющая компания, заверила его заместитель председателя правительства Республики Коми — министр экономического развития и промышленности Эльвира Ахмеева.
Дороги и "тяжёлая" нефть
Дороги в Коми — пока большая боль республики. Из более чем 5 тыс. км дорог всего половина соответствует нормативам, так что в ближайшие 2 года в Коми будут ремонтировать только школьные маршруты, и только на них направят 7,5 млрд рублей.
На круглом столе "ДП" заместитель директора по качеству, руководитель научно–исследовательского центра группы компаний "АБЗ–1" Наталья Майданова тепло вспоминала ухтинский битум, производимый из тяжёлой нефти Ярегского месторождения, который в течение 18 лет получали дорожники Петербурга и Ленинградской области и который сейчас не производится по ряду причин. Асфальтобетоны, приготовленные на битумах из такой нефти, более долговечны, и такое качество битумов является эталонным во всём мире. Сейчас битумы производятся из малопригодной для этих целей нефти, что сказывается и на качестве дорог, убеждена Наталья Майданова.
В ГК "АБЗ–1" проявляют большой интерес к возрождению переработки высоковязкой нефти для страны. Власти Коми тоже не оставили эту крайне важную для республики тему, заверил Владимир Уйба. По его словам, если тонна тяжёлой нефти продаётся от 40 млн до 60 млн рублей, то после её переработки из неё можно получить "продукты" на 180–220 млн! Сейчас это намерены научно доказать учёные Ухтинского государственного технического университета. В случае успеха такой поворот наверняка изменит отношение к добыче высоковязкой нефти и со стороны добывающих компаний. "Лукойл" уже заинтересовался.
Более 300 населённых пунктов республики вообще не имеют круглогодичного автодорожного сообщения — добраться к ним можно либо по реке, либо по воздуху, а значит, обостряется проблема состояния аэродромов и их взлётно–посадочных полос.
Коми заинтересована в развитии авиасообщения в регионе, для чего необходимо довести уровень местных аэропортов до современного: нужны ремонты, реконструкция и замены морально и физически устаревшего оборудования и спецтехники. Республиканские власти рассматривают все варианты развития аэропортов: за счёт средств бюджета Коми, а также с федеральной поддержкой.
Видеть перспективы
"Такое ощущение, что республика долгое время была накрыта каким–то колпаком и географически была скрыта от многих людей", — отметил Владимир Уйба. А ведь из Москвы до Сыктывкара — всего 1,5 часа лёта. Далее на вертолёте — и вы на плато Маньпупунёр, у знаменитых "столбов выветривания", которые признаны седьмым чудом России.
Туризм в республике развивать пытаются, и в разных сферах (и промышленный, и природный, и этнографический), но в целом туротрасль, как выразился глава Коми, "неразведанное месторождение".
Большие перспективы строительному рынку открывает ускорение программы переселения из заполярных территорий республики: 25 700 семей — это целый город, а на строительном рынке Коми работают всего три крупные компании.
"Совершенно точно будем приглашать и федеральных застройщиков, с таким объёмом нам одним просто не справиться", — отметил глава Коми.
Новую жизнь в Воркуту вдохнул бы Арктический медицинский кластер, который создают для исследований процессов жизнедеятельности и адаптации населения к предельным условиям Арктики. Предполагается, что это станет частью научно–образовательного центра мирового уровня "Технологии здоровьесбережения населения Севера" (НОЦ "ЭкоТех"). Федеральной поддержки НОЦ пока не получил, но власти Коми продолжают работу и поиск рынков сбыта для результатов интеллектуальной деятельности его участников — к сотрудничеству намерены привлечь госкорпорации "Роскосмос", "Росатом", "Ростех".
Но главное: важно изменить отношение самих жителей к своей республике, чтобы не жаловались "мы на богатстве живём, но почему–то его не видим", а видели перспективы и не хотели уезжать. И чтобы бизнес знал, что в Коми инвестировать выгодно.
“
Кондопожскому комбинату (входит в структуру ООО "Карелия Палп") — более 90 лет, и мы активно развиваем свою площадку. Основные производственные мощности компании расположены в Республике Карелии, и сегодня это ключевые предприятия лесопромышленного комплекса региона. У нас есть чёткая цель — создать самый эффективный лесоперерабатывающий бизнес в стране. Обладая производственным, транспортно–логистическим и лесозаготовительным потенциалом, ООО "Карелия Палп" разработало стратегию развития на ближайшие 5 лет. "Якорем" этой стратегии является проект "Кондопога–24" ("К–24") Проект предусматривает реконструкцию производственных площадок комбината, что позволит не только сохранить устойчивые позиции на рынке бумажной промышленности, но и расширить присутствие на рынках новых видов продукции. Модернизация позволит выпускать востребованную в мире упаковочную бумагу лёгкого граммажа и растворимую целлюлозу. Основное сырьё для производства бумажной продукции — хвойная древесина. На сегодняшний день наша лесосырьевая база простирается вокруг Карелии, при этом только 30% сырья мы получаем здесь, остальное — соседние регионы. Организованы поставки автомобильным, железнодорожным или водным транспортом из Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей. После реализации инвестиционного проекта "Кондопога–24" не только увеличится объём потребляемого лесосырья, но и появится возможность переработки лиственных пород древесины. Мы расширяем производство и заинтересованы в стабильных поставках сырья, в том числе и из Республики Коми.
Юрий Айвазов
Генеральный директор ООО "Карелия Палп"
“
Нам интересна Республика Коми, и у нас есть опыт региональной экспансии: мы несколько лет успешно работаем в Тверской, Московской, Псковской, Новгородской областях, а также в Республике Карелии. Мобильные заводы и мобильные бригады дорожно–строительной техники позволяют нам выполнять объёмы работ в любом регионе страны. Нам интересна и Арктическая зона, в своём исследовательском центре мы изучаем строительство объектов на территории вечномёрзлых грунтов, много лет сотрудничали со шведами и знаем, как строить дороги в таких климатических условиях.
Наталья Майданова
Руководитель научно-исследовательского центра ГК "АБЗ–1"