"Опора России" предложила законодательно запретить популярный маркетинговый приём, известный как "иллюзия дефицита". Ранее организации удалось добиться изменения правил игры на рынке бронирования гостиниц.
Общественная организация "Опора России" предложила свои поправки в закон "О защите прав потребителей". Процедура внесения изменений в него как раз идёт в настоящий момент. Свои инициативы "Опора" направила председателю комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиру Гутеневу.
Среди этих инициатив — запрет указывать на сайте агрегатора информацию об ограниченном количестве предлагаемых товаров и услуг, если это не соответствует действительности. Размещение информации наподобие "остался один номер в гостинице" или "остался один товар" подталкивает покупателя к спонтанной покупке, считает вице-президент "Опоры России" Алексей Кожевников. По его мнению, это может являться введением потребителя в заблуждение.
Такая технология известна среди маркетологов под названием "иллюзия дефицита". Она применяется очень давно, говорит генеральный директор брендингового агентства DDC Group Сергей Калинчук. "Она изобретена далеко не вчера и даже не позавчера, — рассказывает он. — Ей очень много лет — примерно столько же, сколько всем мероприятиям по стимулированию сбыта, которые собственно и представляют из себя маркетинговую тактику. Но она работает только в том случае, когда потребитель осознаёт отсутствие возможности удовлетворить свою потребность другим способом, там, где у товара нет заменителя. Если у товара есть заменитель, она не работает".
Сергей Калинчук согласен с мнением "Опоры России". "Я считаю, что это безусловно введение потребителя в заблуждение. Если мы в принципе имеем такую правовую сущность, как ответственность потребителя в заблуждение, то имитация дефицита — это как раз оно".
Партнёр агентства Data Insight Фёдор Вирин считает, что реализовать идею "Опоры России" будет нелегко. "Проблема этой идеи заключается в том, что доказать, что это именно искусственный дефицит, а не реальное состояние дел, практически невозможно, — считает эксперт. — Регулярно бывает так, что действительно остался последний экземпляр товара. И информация об этом необходима потребителю, потому что, если вы знаете, что это последний экземпляр, то принимаете решение исходя из этого. И это не обязательно означает, что вы будете торопиться. Например, вам нужно купить два кресла, а осталось одно".
В крупнейшем в России маркетплейсе Wildberries не стали комментировать инициативу.
Рынок электронной торговли в России переживает бурный рост в пандемию. По итогам 2020 года он вырос на 38%, подсчитали в Data Insight. А в сегменте маркетплейсов рост составил и вовсе 108%. По данным "Яндекс.Маркета" и Gfk Rus, доля электронной коммерции в СЗФО составляет 69%.
Ранее "Опоре России" уже удавалось добиваться значимых изменений в давно сложившиеся рыночные практики. Так, на днях стало известно, что крупнейшая в мире система бронирования гостиниц Booking.com внесла изменения в свои договоры с отелями, отменив требования паритета цен. До этого отельерам запрещалось выставлять в других каналах продаж аналогичные номера по более низким ценам, чем в Booking.com. "Опора России" успешно обжаловала эту практику в ФАС.