В ближайшее время в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти начнётся процесс о взыскании убытков с гендиректора АО "ЛОМО" Александра Аронова (№ 215 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). Инициатором судебного разбирательства выступил Василий Ильичёв (№ 172 в рейтинге). Он владеет блокирующим пакетом акций предприятия и требует со своего визави 98,8 млн рублей. Первое заседание по делу назначено на 28 декабря.
Поводом для спора стали 19 сделок по продаже недвижимости АО "ЛОМО", рассказал "ДП" Валентин Ильичёв, представитель Василия Ильичёва. Подробности пока не известны. Однако он уточнил, что в этот список не входит продажа пансионата "Нева" в Сочи, который приобрела управляющая компания "Мегаполис — Инвест", а также корпус на Чугунной улице в Петербурге, который выкупил Смольный под "ковидный" госпиталь. Обе сделки состоялись в 2020–м.
Прошлый год был достаточно успешным для ЛОМО. Предприятие завершило его с рекордной валовой прибылью 636 млн рублей. Продажа этой недвижимости помогла компании снизить кредитную нагрузку в кризисный 2020 год, отмечают в инвестиционной компании "Универ Капитал". Свою лепту внесла и диверсификация производства. Вместе с портфелем контрактов на гособоронзаказ общество активно развивает производство медтехники. В частности, в рамках программы импортозамещения продукция ЛОМО включена в квоту на закупки медицинской продукции.
На предприятии уточнили, что продажу непрофильной недвижимости, которая не влияет на законтрактованное производство, планируется продолжить. Делать это будут "по рыночной цене в интересах всех акционеров: для снижения долговой нагрузки, развития производства, коммерческой выгоды, а также для создания и приобретения новых объектов", рассказала "ДП" заместитель генерального директора ЛОМО Марина Зверева. К непрофильным активам в компании относят более 300 тыс. м2 площадей зданий и сооружений и свыше 800 га земли.
Оба процессуальных оппонента — крупнейшие акционеры предприятия: 71–летнему Александру Аронову принадлежит 24,967% уставного капитала АО "ЛОМО", 64–летнему Василию Ильичёву — 25,097%. Сложившаяся ситуация предположительно может отразиться на деятельности АО как на исполнителе огромного количества госконтрактов.
Новые претензии
Позицию Василия Ильичёва "ДП" кратко озвучил его представитель. "Считаем, что действия гендиректора Александра Аронова неэффективны и во многом идут вразрез с интересами акционерного общества, а политика избавления от недвижимости, которой владеет компания, наносит ущерб ЛОМО", — считает Валентин Ильичёв. Он не исключает, что в дальнейшем будут оспорены и другие сделки с недвижимостью предприятия за последние 2 года.
В свою очередь, на ЛОМО заявили о поддержке Александра Аронова. Там подчеркнули, что эффективность его работы раньше никто и никогда не оспаривал. Отметим, что он руководит предприятием больше 15 лет. "Александра Аронова знают как образованного (он доктор наук), требовательного и профессионального человека и в производственной среде партнёров и контрагентов, и в крупных научных центрах России. Много лет под его руководством АО, аккуратно диверсифицируя бизнес, остаётся надёжным исполнителем гособоронзаказа. Очень жаль, что Василия Ильичёва интересуют только сделки с недвижимостью, а не научно–производственная деятельность, которая приносит основную выручку", — говорит Марина Зверева.
Само по себе совершение сделки на условиях, кажущихся нерыночными (а именно это Ильичёв вменяет в вину менеджменту ЛОМО), — не безусловное основание для взыскания с гендиректора убытков, так как он действует в условиях предпринимательского риска. "Такое поведение могло быть обусловлено ситуацией на рынке, срочностью совершения сделки или, к примеру, заключением нескольких взаимосвязанных сделок, в результате которых предполагалось получение выгоды обществом", — поясняет Екатерина Баранова, юрист компании "БГП Литигейшн".
Для победы в этом споре Василию Ильичёву необходимо доказать неразумность или недобросовестность действий Александра Аронова при заключении договоров купли–продажи. Кроме того, ему необходимо обосновать в суде связь между убытками и действиями гендиректора ЛОМО. То есть убедить арбитраж в том, что именно эти конкретные действия руководителя привели к финансовым потерям предприятия от 19 сделок почти на 100 млн рублей.
В свою очередь, гендиректору ЛОМО, чтобы выиграть в суде, необходимо доказать рыночность цены, по которой продавалась недвижимость. При этом, как отмечает Екатерина Баранова, специалист–оценщик должен определить не только "сухую" рыночную стоимость проданного имущества, но и условия, при которых и на которых была заключена сделка (сроки заключения договора, условия его исполнения и т. п.).
"Если имущество действительно могло быть продано в аналогичных обстоятельствах и на аналогичных условиях по цене выше указанной в договоре, то ответчику необходимо запастись контраргументами", — добавляет эксперт.
Спорные активы
Параллельно в арбитраже развивается другой процесс, связанный, пожалуй, с самой громкой сделкой по продаже недвижимости ЛОМО. Речь о сочинском пансионате "Нева". В этом процессе Василий Ильичёв просит суд признать недействительной сделку по его продаже и применить последствия её недействительности, то есть вернуть сторонам своё.
Пансионат "Нева", расположенный рядом с президентской резиденцией "Бочаров ручей", компания Colliers International оценила в 978 млн рублей, но ЛОМО смогло его продать за 996 млн. Однако Василий Ильичёв заказал собственную оценку в "Петербургской недвижимости", и она превысила 1,8 млрд.
Как следует из материалов дела, стороны готовятся заключить мировое соглашение. Ходатайство об этом подал покупатель актива — ООО "УК “Мегаполис — Инвест”". Представитель Василия Ильичёва отказался раскрыть условия мирового соглашения до утверждения судом. Однако пояснил, что "смена курса" вызвана тем, что характеристики этого объекта изменились.
Новый собственник "Невы" уже открыл продажи апартаментов в бывшем пансионате, назвав реконструируемый объект "парк–отель Plus Residence" уровня четыре звезды. Например, номер площадью 82 м2 с террасой 7 м2 выставлен на продажу за 58,2 млн рублей. Срок сдачи проекта, указанный на его сайте, — II квартал 2022 года.
Изменения, о которых говорит Ильичёв, существенны. Внутри санатория начали перестройку и перепланировку с разрушением стен. Кроме того, демонтировали канатную дорогу. "Неву" невозможно больше использовать как санаторно–курортный комплекс, а её восстановление связано с большими расходами, поясняет Валентин Ильичёв. По его словам, решено защищать права акционеров другим способом — взыскать убытки с Александра Аронова. Иными словами, потенциально гендиректору ЛОМО грозит ещё один судебный иск.
Процент удовлетворённых заявлений о возмещении убытков, причинённых юридическому лицу, ежегодно падает. Так, если в 2018 году в пользу истцов суды рассмотрели почти половину дел, в 2019–м — 39%, в 2020–м — 34%, то в первом полугодии 2021–го — 31%. Это может говорить о повышении требовательности судей к доказательственной базе, полагает Екатерина Баранова.
Однако противостояние между акционерами не ограничивается только судами. "Ведётся проверка деятельности директора за предыдущие периоды", — заявил "ДП" Валентин Ильичёв, но отказался уточнить подробности.
На ЛОМО фактически подтвердили эту информацию. "Долгое время, — и это, можно сказать, наша традиция — всё решалось мирно и интеллигентно. Да, были споры и разные мнения, но никто никогда не прибегал к клевете, наглому оговору и письмам во все государственные силовые структуры", — так, в свою очередь, видит сложившуюся ситуацию Марина Зверева. По её мнению, действия Василия Ильичёва вызывают огромное недоумение и у партнёров ЛОМО, и у других акционеров.
"Понять, а тем более комментировать действия Василия Ильичёва очень трудно, — говорит Марина Зверева. — Подав 27 сентября этого года серьёзный иск по Сочи, он уже 30 ноября подписал мировое соглашение, которое сводится, по сути, к его отказу от иска. Акционер и действующий член совета директоров Василий Ильичёв своими действиями явно демонстрирует безответственность перед участниками сделок, которые несут многомиллионные убытки и судебные расходы".
“
Корпоративные конфликты, как правило, имеют прямые юридические последствия. Так, конфликтующий акционер может отказаться предоставить обеспечение по кредитным договорам компании, что помешает реструктуризации кредитов или приведёт к их удорожанию. Кредитными договорами могут быть предусмотрены условия о досрочном возврате займа в случае предъявления крупных исков к генеральному директору, выступающему в качестве поручителя. В худшем случае корпоративный конфликт приводит к банкротству компании. Как будет развиваться ситуация с ЛОМО, сказать сложно. Мировое соглашение по спору о сделке с "Невой" свидетельствует о готовности сторон к компромиссам. Непосредственно на госконтрактах корпоративный спор отразиться не должен. Но госконтрактам, как правило, сопутствуют сделки с банками — это кредиты, банковские гарантии и т. п. Их условия могут ухудшиться.
Сергей Бакешин
руководитель практики разрешения споров и банкротства юркомпании Maxima Legal
“
Капитал АО "ЛОМО" на конец 2020 года составил 2,1 млрд рублей, в то время как долг — около 4,8 млрд при выручке 5,4 млрд. В основном долг компании сформирован долгосрочными кредитами и, скорее всего, используется для исполнения гособоронзаказа. В связи с этим можно назвать компанию достаточно устойчивой. Общий портфель заказов предприятия до 2025 года превышает 40 млрд рублей, что позволит ему устойчиво развиваться и избавиться от долговой нагрузкой к концу этого периода. Дивиденды общество пока не платит, но озвучены планы вернуться к этому вопросу к 2023 году. Сейчас приоритетом АО является снижение долговой нагрузки, которое частично ведётся за счёт продажи непрофильных активов.
Артём Тузов
исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал"