От деда мороза ждут не только смартфоны и косметику, но и нечто неосязаемое.
Треть жителей России планируют потратить на подарки к празднику от 10 до 20 тыс. рублей. Таковы результаты исследования онлайн–магазина Ozon. Люди собираются вручать своим близким и друзьям сувениры, парфюмерию, косметику, одежду или книги. В целом ничего сенсационного. Но "новая нормальность", подразумевающая ограничение массовых мероприятий, удалённую работу и дигитализацию жизни, уже внесла свои коррективы и в новогодние традиции, уверены опрошенные "ДП" эксперты.
Путешествия реальные и ментальные
В том же исследовании Ozon, в частности, отмечается, что треть опрошенных мечтают получить в подарок путешествие. Такое пожелание можно связать с длительным периодом изоляции и закрытыми границами. По мнению доцента НИУ ВШЭ Наталии Беляковой, маркетинг–куратора магистратуры "Экономика впечатлений", в этом году продолжит возрастать популярность "нематериальных" подарков.
"Сейчас мы видим отложенный спрос, который образовался из–за того, что часть привычных впечатлений люди не могли получить из–за пандемии, — полагает эксперт. — Экономика впечатлений начинает и выигрывает. Путешествия в дефиците — популярным подарком становятся сертификаты с открытой датой или на проживание не в высокий сезон. Людям это обходится дешевле, чем поездки в праздничные дни, а бизнес делает себе “подушку безопасности”. Это встречное движение. И народ соскучился, и предпринимателям нужна поддержка. Раньше такого разнообразия, такой гибкости долгосрочных спецпредложений не наблюдалось".
Также на подъёме и другие подарки–впечатления, закрывающие потребность, реализовать которую не дала пандемия. Например, кулинарные мастер–классы, где готовят еду разных стран. Стоимость "билета" в праздничные дни колеблется от 3 до 6 тыс. рублей. Посещение таких мероприятий, равно как сеансы спа, арт–уик–энды и другие форматы позволяют совершить "ментальное путешествие", не покидая родного города.
Продавцы воздуха
Возрастает и популярность сертификатов на обучение или терапию в качестве подарка. Это могут быть как мастер–классы по столярному делу, так и курс по "прокачиванию" знаний иностранных языков или консультация психолога. Но при выборе подобного подарка нужно быть внимательным, так как велик шанс получить некачественную услугу.
"Мы наблюдаем взрыв коучинга в самых разных его проявлениях — от профессиональных до хайповых. Не умаляя заслуг профессионалов, продавцов воздуха тоже много. Курсы пройдены массово, свежеиспечённым коучам нужно нарабатывать клиентскую базу, поэтому на рынке царит демпинг. Сертификат на коуч–сопровождение — звучит злободневно, часто стоит недорого. Коуч–сессия неплохо продаётся в качестве подарка — свежая альтернатива тренировке по йоге или годовой подписке на онлайн–курс английского", — отметила Наталия Белякова.
Хендмейдом не удивить
Параллельно с привычными подарками и новыми трендами продолжает набирать популярность "экотема". Как рассказала организатор фестиваля хендмейда и дизайна "Петербургская ярмарка" Ирина Зубко, эта тенденция наблюдается не первый год. В качестве подарка на праздник масс–маркету всё чаще предпочитают косметику небольших локальных брендов, которую не так–то просто найти. На смену традиционным свечкам из парафина постепенно приходят натуральные с необычными ароматами. По мнению собеседницы "ДП", это связано ещё и с тем, что люди стараются дарить что–то необычное, чего не купить в простых магазинах.
"Правда, из–за коронавируса офлайн–маркеты сейчас стали поменьше, часть людей перешла в интернет, чаще покупают на маркетплейсах или заказывают у производителей онлайн, — констатирует Ирина Зубко. — Но всё–таки людям по–прежнему интересно прийти выбрать что–то необычное, самим посмотреть и потрогать, поэтому идут на подобные мероприятия. А ещё нам кажется, что гостей стало чуть сложнее удивить, так как все уже привыкли к хендмейду. Для друзей и для себя стараются найти всё самое интересное и качественное, чем можно по–настоящему произвести впечатление, изумить".
Растёт самосознание
Впрочем, к экологичности и локальности в подарках стремятся не только простые петербуржцы, но и предприниматели. Как рассказали "ДП" основательницы Doing Great Agency Таня Пантелеева и Катя Штарева, флешки, кружки, брендированные украшения и календари либо уже остались в прошлом, либо вот–вот останутся там. Сейчас есть очевидный тренд на осознанное отношение к подаркам — поэтому и компании, и обычные люди больше смотрят в эту сторону. Например, кто–то вместо подарка отправляет деньги в благотворительный фонд, кто–то поддерживает общую повестку — выбирает подарки из переработанных материалов и от местных брендов.
Выберут за вас
Постоянный рост темпа нашей жизни формирует также и спрос на новые услуги, которые позволяют отдать предпраздничные хлопоты на аутсорсинг. Речь о подборе подарков, ведь иногда это может занять не один день. Как рассказал "ДП" Герман Копыл, владелец компании Legion group, которая занимается таким видом бизнеса, в этом году помимо классического набора из техники, ювелирных изделий, брендовой одежды и дорогой косметики были и необычные заказы, которые относятся как раз к подаркам "нематериального" характера. В частности, специалисты занимались организацией поездки на горнолыжный курорт Домбай с ежедневным сопровождением вертолёта, а также покупали для клиента генетический тест.
Стоит отметить, что такая услуга была распространена и раньше, но именно в люксовом сегменте, и занимались этим в основном агентства по организации праздников. А сейчас на Avito можно найти объявления и от частных лиц, которые за скромную сумму в 500–1000 рублей готовы подобрать и купить подарок, исходя из бюджета и пожеланий клиента.