Журналисты "ДП" проанализировали отрасли, которые продемонстрировали в уходящем году самый впечатляющий рост в эпоху, которую, вероятно, ещё долго будут называть "коронакризисом".
Общий оборот организаций Петербурга за 10 месяцев 2021 года (более свежие данные Петростат пока не опубликовал) составил более 15,8 трлн рублей и превысил показатели за аналогичный период 2020 года на 45,3%, а 2019–го — на 38,7%. Если рассматривать ситуацию по отраслям, то можно выявить немало забавного.
Например, небывалые успехи петербургского рыбоводства и рыболовства или рекордный рост переработки кокса и нефтепродуктов, который явно пришёл вместе с пропиской на невской земле "дочек" "Газпрома". Но если говорить серьёзно, то в отраслях, традиционно играющих заметные роли в экономике города, происходят интересные процессы.
Перегретое жильё
Второй год пандемии для застройщиков Петербурга разделился чётко на две части. Рубежной датой стало 1 июля 2021 года, когда в Северной столице из–за пересмотра условий льготной ипотеки закончился ажиотажный спрос на новостройки. Темпы реализации квартир сразу же сократились, цены не только притормозили, но, по некоторым данным, даже пошли вниз — хоть и незначительно. При этом цены на петербургские новостройки с начала года выросли почти на треть, по данным bn.ru, со 149 тыс. руб./м2 в январе до почти 184 тыс. в ноябре. При этом средняя цена на январь 2020 года составляла 119 тыс. руб./м2, что позволяет называть застройщиков одними из бенефициаров ковидной экономики.
По предварительным подсчётам, на рынке новостроек в Петербурге будет продано порядка 75 тыс. квартир. Это меньше, чем в допандемийном 2019–м, но из–за значительного роста стоимости "квадрата" выручка застройщиков продолжает расти. Общий оборот компаний сектора по итогам года, вероятно, превысит 0,5 трлн рублей.
Впрочем, продавцы участков и сами строители поясняют, что настоящими выгодоприобретателями стали лендлорды, взвинтившие цены на площадки под строительство. Помимо роста затрат на приобретение земли в расходах девелоперов стоит учитывать также заметное подорожание строительных материалов, проблему с дефицитом кадров и рост затрат компаний на обеспечение жилья социальной инфраструктурой и пр.
Вакцины не озолотили
Фармпром не показал такого взрывного роста, как многие ожидали, однако успехи налицо. По оценкам RNC Pharma, общий объём производства лекарственных препаратов в России в январе–октябре составил 489,1 млрд рублей. В рублёвом выражении рынок прирос к аналогичному периоду прошлого года на 21,2%, а вот актуальные объёмы (в упаковках) сократились на 16,8%.
В Петербурге оборот лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, за 10 месяцев составил 63,1 млрд рублей и вырос на 17,2%. При этом индекс их промышленного производства в городе по итогам 11 месяцев увеличился на незначительные 1,4%.
В 2021 году фармацевтическая отрасль города активно начинала выпускать вакцины от коронавируса. Так, компания "Биокад", которая ранее производила "Гам–КОВИД–Вак" ("Спутник V"), в сентябре запустила промышленное производство "Спутника Лайт". Тогда же об открытии новой производственной линии по выпуску вакцин "Спутник V" и "Спутник Лайт" сообщили в НТФФ "Полисан". В декабре выпуск "Спутника Лайт" начала и ГК "Фармсинтез". А "Герофарм" на ПМЭФ–2021 подписала соглашение о поставках вакцины "ЭпиВакКорона" в Венесуэлу и Бразилию.
По оценке DSM Group, за 10 месяцев 2021 года объём закупок препаратов, рекомендованных Минздравом для нужд больниц по лечению коронавируса, вырос в 6,5 раза и достиг 95,8 млрд рублей. Три четверти этих средств распределились между 10 компаниями. В их числе и петербургский "Биокад", долю которого аналитики оценивают в 8,6%.
Поддали газу
Главной тенденцией авторетейла 2021 года стал дефицит новых легковых автомобилей в салонах официальных дилеров. В числе главных причин — отсутствие микрочипов и сокращение поставок с автозаводов.
Игроки рынка, чтобы заработать на имеющемся небольшом количестве автомобилей "в наличии", начали разгонять цены. Теперь дополнительные опции устанавливаются на них не по желанию клиента, а по воле автодилера. Отказаться можно, встав в очередь на желаемую комплектацию. Но ждать придётся несколько месяцев. По оценкам участников рынка, итоговая наценка составляет 10–20% от стоимости.
По прогнозу агентства "Автостат", в 2021 году автовладельцы потратят на покупку легковых машин 3,02 трлн рублей (без учёта стоимости дополнительных опций от автодилеров). В 2019–2020 годах этот показатель составлял 2,57 и 2,5 трлн соответственно. Этот рекорд аналитики объясняют быстрым ростом средней стоимости нового легкового автомобиля, которая приблизилась к 2 млн рублей.
В то же время продажи новых легковых автомобилей в штуках не растут. Так, ноябрь 2021 года ознаменовался падением на 20,4%, до 125 466 автомобилей (по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года), подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Результат января–ноября 2021 года всё же положителен и на 6,9% превышает итоги 11 месяцев 2020–го.
Общепит против Росстата
Успехи, которые вызвали у многих удивление, продемонстрировала сфера общественного питания. По итогам 10 месяцев года обороты превысили не только 2020–й, но и 2019–й. При этом рестораторы продолжают жаловаться на уже понесённые или грядущие убытки, которыми для них оборачиваются ограничительные меры. В публикуемые Росстатом отчёты игроки рынка откровенно не верят.
"По данным исследования ГК “Бест”, динамика по ресторанным открытиям была отрицательной ещё в 2019 году. В 2019 году их было 5,5 тыс., а в 2021 году — 5,3 тыс. Выручка отрасли по Петербургу в 2021 году составила порядка 100 млрд рублей против 67 млрд рублей в прошлом и 92,6 млрд рублей в 2019–м. Если учесть инфляцию за 3 года (8% в 2021 году, 5% — в 2020–м и 3% — в 2019–м) и вычесть её из 100 млрд, то получаем 84 млрд рублей. То есть рост оборота обусловлен лишь ростом цен", — приводит свои расчёты управляющий партнёр компании MKS Management Company Максим Кораблёв–Дайсон.
Практика показывает, что более–менее легко переживают коронавирусные времена крупные сети или проекты, имеющие хороших инвесторов, готовых дождаться, когда всё утрясётся и деньги начнут возвращаться. В пресс–службе Ginza Project "ДП" рассказали, что фиксируют в своих ресторанах повышенный спрос на сборные корпоративы. "Но теперь, даже с хорошими показателями, мы предусматриваем сразу несколько вариантов развития ситуации. По опыту, мы делаем упор на доставку", — оговариваются в компании.
Склады полны
Довольно парадоксальная ситуация сложилась в сфере торговли. Притом что опт второй год подряд демонстрирует рост в районе 70%, розница прибавляет лишь по 13–19%. Один из вариантов объяснений этого разрыва можно найти, если посмотреть на обороты категории "транспортировка и хранение": +45,3% к 2020–му и +42,4% к 2019 году. Это может говорить о затоваривании складов. По состоянию на начало декабря аналитики фиксировали, что на них практически не осталось мест.
"В 2021 году произошёл резкий рост стоимости товаров промышленного назначения — металлов, упаковочных и строительных материалов, что в первую очередь повлияло на динамику оптовой торговли", — объясняет профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева.
Константин Нефёдов, старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург, обращает внимание на методологию Росстата, согласно которой в расчёт показателя "транспортировка и хранение" входит торговля топливом.
"Динамика цен на энергоносители показывала взрывной рост ВВП за счёт как раз показателя оптовой торговли непродовольственными товарами ещё в 2017 году. Сейчас можно наблюдать похожую ситуацию. Ещё одним фактором может являться отложенный рост розничной торговли. По причине пандемии у населения накопились долги и многие потеряли работу, что может объяснить в среднем сравнительно низкие темпы роста. Говорить о том, что склады наполняются товаром, который ожидает своего часа для реализации, можно только после поправки на оптовую торговлю энергоносителями, которые транспортируются через всю страну и имеют значительные мощности для хранения", — предупреждает экономист. Кроме того, по его мнению, многие категории товаров отправляются оптовыми партиями на экспорт и доходят до розницы уже за рубежом.
“
Прирост оборотов торговли обеспечен в первую очередь ростом цен. Несмотря на статистику по официальной инфляции, которая включает все группы товаров, мы понимаем, что товары повседневного спроса (продукты питания, одежда) подвержены опережающему росту цен. Это определяет рост показателей торговли в денежном выражении. Однако, как мне кажется, если смотреть на объёмы продаж в физическом выражении, а не стоимостном, то мы бы увидели, что они не увеличились, а то и сократились. Оптовая торговля предполагает не только последующую перепродажу, но и потребление во внутрихозяйственном обороте. Рост объёмов внутрихозяйственного оборота может быть обусловлен ростом тарифов на сырьё, которое используется для производства, а также ростом других определяющих себестоимость факторов. Вместе с тем рост оптовой торговли может говорить о том, что идёт накапливание товарных запасов, которые по различным причинам не попадают в розницу. Сегодня основными факторами, определяющими рост цен, являются отложенный спрос, высокие инфляционные ожидания и разрушение логистических цепочек, о которых неоднократно заявляли производители и продавцы. Последняя проблема теперь дошла и до конечного потребителя, не только в виде роста цен, но и дефицита. Возможно, некоторые предприниматели будут стремиться сыграть на сложившейся ситуации, наращивая товарные запасы и придерживая их в ожидании дальнейшего подорожания.
Дмитрий Жилюк
доцент кафедры финансов СПбГЭУ
“
Рынок недвижимости стал менее требовательным к локации. Это относится в целом к рынку, но к масс–маркету в особенности. Уже проекты вдали от станций метрополитена, рядом с промышленными территориями могут претендовать на попадание даже в сегмент "комфорт". Также отличительной особенностью можно назвать уменьшение средней площади квартиры. Помолодели клиенты. Вошёл в обиход термин "жилая среда". Застройщики стали не только предлагать квартиры, но и показывать, как благоустроено дворовое пространство, придумывать фишки в местах общего пользования. Пандемия и развитие формата дистанционной работы, а также уточнение условий семейной ипотеки внесли небольшие коррективы — повысился спрос на двухкомнатные и трёхкомнатные квартиры.
Ольга Ульянова
Директор по маркетингу "Полис Групп"
“
В нынешнем году мы отчётливо наблюдаем рынок "продавца", когда за счёт дефицита автомобилей дилеры пытаются получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Со временем (возможно, через год–полтора) проблема дефицита микрочипов, надеюсь, будет устранена. Потом рынок насытится, трафик в автосалоны упадёт, и вот тогда ситуация может развернуться на 180 градусов. Когда настанет рынок "покупателя", уже дилерам будет нелегко — ведь потенциальным клиентам будет проще выпросить скидку, срок поставок машин значительно сократится, да и выбор из наличия будет куда богаче, чем сейчас.
Азат Тимерханов
Аналитик агентства "Автостат"
“
Отрасль общественного питания разнородна, она включает в себя не только рестораны. В нашу сферу входят и другие предприятия, например столовые на предприятиях или в школах. Но ресторан и школьную (заводскую) столовую сравнивать нельзя, они живут в совершенно разных бизнес–реалиях. Когда мы говорим о потерях бизнеса в сфере общественного питания, мы в первую очередь имеем в виду заведения, которые попадают под ограничения. У таких предприятий сейчас объективно мало возможностей для роста. Отрасль почти 2 года работает вполсилы. Мы ознакомились с расчётами Росстата, но поняли, что они не имеют отношения к реальности, в которой мы живём. Подобные цифры часто становятся предметом обсуждения с органами исполнительной власти. Выпуская новые нормативы, власти зачастую не уделяют внимания дифференциации предприятий внутри отрасли. А ведь, например, заведение на фуд–корте и ресторан в стрит–ретейле имеют разный ритм работы и разные проблемы. Те же ограничения по часам работы для заведения на фуд–корте ничего особо не меняют, ресторану они приносят больше неудобства, для бара они подобны закрытию. Таких тонкостей много.
Александр Ружинский
Глава объединения "Рестоград"