Найти место в социуме: кто и как в Петербурге помогает детдомовцам

Автор фото: "ДП"
Детский омбудсмен Анна Митянина.
Анна Митянина, уполномоченный по правам ребёнка в Санкт–Петербурге, рассказала корреспонденту "ДП" о сегодняшней ситуации, сложившейся в подготовке выпускников детских домов к самостоятельной жизни.
— Ситуация непростая. С одной стороны, делается очень много полезного и нужного. И государством, и фондами, и бизнесом. С другой — главная проблема в формировании личности выпускника детского дома. Точнее, практически полное отсутствие этого формирования. Не получается на выходе из детского дома трудоспособного человека, понимающего необходимость самостоятельного заработка, стремящегося вписаться в социум, создать свою семью.
Анализ существующего положения детей–сирот показывает, что даже самые лучшие детские дома, укомплектованные квалифицированными, неравнодушными воспитателями и учителями, где дети сыты, хорошо одеты и завалены подарками от спонсоров, — даже эти организации выпускают в жизнь незрелых людей, не имеющих представления о многих понятиях, очевидных для их сверстников, живущих в семьях.
Увы, какие бы усилия мы, общество, государство, ни прилагали, создавая комфортные и приближенные к семейным условия проживания, они никогда не заменят семью. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которую не решить только деньгами и подарками. Нужно чётко понимать, что подросток 14–15 лет, попавший в детдом, учиться не умеет и не хочет. Базовые знания у него отсутствуют. В него нужно вложить очень много — терпения, доброты, сострадания и сил. И, может быть, если удастся пробиться к спящему сознанию ребёнка, результат будет далеко не олимпийским. В лучшем случае он сможет поступить в профучилище и получить специальность.

В детских домах ребёнок становится иждивенцем, сам не участвует в процессе развития. Почему так получилось?

— Как бы мы ни старались, воспитание в условиях сиротского учреждения (на "всём готовом") не позволяет воспитанникам сформировать адекватное представления о самостоятельной жизни. Ребята не приучены работать, ответственно выполнять полученные задания.
Жизнь каждого ребёнка в таком учреждении расписана педагогами. Нет необходимости поиска себя и своего места в обществе, выбора будущей профессии. Это особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни. У выпускников некорректно сформированы модели семьи, искажены механизмы дружеских и личных взаимоотношений и практически не развита трудовая мотивация.
Общество и бизнес уже привыкли "предоставлять услуги", оценивая их в деньгах. А этого для успешной социализации и интеграции воспитанника сиротского учреждения оказывается недостаточно. Здесь необходим индивидуальный подход, предложить который сегодня могут далеко не все.

Как часто работодатели отказывают в приёме на работу выпускникам социальных учреждений? Есть ли статистика?

— Сухая статистика такова: в 2021 году, по состоянию на 01.06.2021, в службу занятости обратилось 387 детей–сирот. Из них трудоустроено 273 человека. Состоял на учёте в службе занятости в качестве безработных граждан 171 человек, пособие — 69 630 рублей в месяц.
Служба занятости предоставляет государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности. К обучению по направлению службы занятости приступили пять человек.
Организовано временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте 14–18 лет в свободное от учёбы время, в том числе детей–сирот. Трудоустроено 253 человека. В рамках временной занятости подростки получают заработную плату 4750 рублей, а в период летних каникул — 9595 рублей и материальную помощь 1500 рублей.
Каких–либо жалоб или обращений по отказам в приёме на работу выпускникам учреждений в мой адрес не поступало.

Каков средний образовательный уровень выпускников детских домов?

— Надо чётко понимать, что большинство поступающих в организации для детей–сирот проживали в семьях безнадзорно, многие из них длительное время не посещали школу, имеют существенные пробелы в образовании, средний балл их аттестатов не превышает 3,1, что, безусловно, создаёт трудности при поступлении в образовательные учреждения и получении желаемой профессии. По результатам вступительной кампании 2021 года за стены детских домов вышел 241 воспитанник, и только двое поступили в вуз.
Уже много лет остро стоит проблема создания условий для получения среднего профессионального образования воспитанниками после окончания 9–го класса. В 2020 году 56 детей не поступили в профессиональные лицеи, в 2021–м число таких выпускников — уже более 60.
Мы понимаем, что дети, поступившие в сиротские учреждения в возрасте 14–16 лет, не могут в короткие сроки устранить пробелы в образовании. У них отсутствует мотивация к обучению, они не заинтересованы получить профессию, чтобы зарабатывать деньги и обеспечивать свою самостоятельную жизнь.
Мне рассказали историю, как в марте 2020 года к ним поступил ребёнок, родители которого были лишены родительских прав. Больше года он не ходил в школу. Социальный педагог поехал в это учебное заведение, чтобы оставить воспитанника на второй год в 9–м классе, считая, что он с помощью воспитателей сможет усвоить образовательную программу и через год поступить в профессиональный лицей. Но на пороге школы ему вручили аттестат воспитанника с проставленными тройками за 9–й класс. С таким средним баллом и отсутствующими знаниями выпускник никому не нужен.
Возможность для детей, оставшихся без попечения родителей, получить специальность в учреждениях профессионального образования является гарантией их дальнейшей успешной самостоятельной жизни. Нужны квоты для детей–сирот, а это требует изменений в закон об образовании. Я уже выступала на эту тему перед правительством и написала письмо министру образования.
Если эту ситуацию не изменить в корне, мы получаем несовершеннолетних, которые осознают свою ненужность, учёба и труд утрачивают для них ценность и значимость, и в конечном итоге создаётся социальная группа, склонная к криминальному и деструктивному поведению, наркотикам и алкоголю.

Может ли бизнес помочь в формировании личности воспитанника социальных учреждений?

— Да, помощь в выборе будущей профессии, персональное наставничество как инструмент личностного роста для воспитанников, содействие в развитии и поддержка талантливых ребят, возможность стажировок в современных и востребованных компаниях — это та помощь, которую мы ожидаем от бизнес–сообщества сейчас и когда создавали попечительские советы.
Сегодня мы констатируем минимум предложений от бизнеса. Большинство организаций не заинтересованы в сотрудничестве, ссылаясь на экономический кризис в период пандемии.
Я ожидала, что будет создана патронажная служба внутри каждого учреждения из числа членов Попечительского совета, из комитета по образованию, жилищного комитета, комитета по социальной политике, которая ведёт каждого ребёнка, попавшего в детский дом, независимо от того, по какой причине он там оказался. Итогом всей этой комплексной многоуровневой работы должно стать трудоустройство воспитанника и его полноценная социализация.
Проводя мониторинг качества выполнения этой задачи, я убедилась, что воспитанники к концу 9–го класса не имеют возможности выбора будущей профессии, плохо осведомлены об их разнообразии. Даже поступить в ПТУ для них огромный труд.

Какой должна быть общероссийская программа, которая бы готовила и бизнес, и детей к совместным действиям?

— Не помогают здесь общие программы. Нужна тонкая, индивидуальная работа с каждым ребёнком отдельно. Необходимо желание со стороны работодателей или специалистов, занимающихся проблемами выпускников интернатов, готовить их к трудовой деятельности не по принуждению, а осознанно формировать социальную компетентность, скорректировать установки "неудачника".

Какие задачи адаптации выпускников детских домов предстоит решать в ближайшее время?

— Необходимо на государственном уровне стимулировать создание предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест для детей–сирот. Развивать институт наставничества и обмена лучшими практиками, привлекать ресурсы НКО, масштабировать успешные практики с доказанной эффективностью.
Внедрить обязательную профориентацию в организациях для детей–сирот.
Внести изменения в действующее законодательство о целевом обучении детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет с целью гарантированного трудоустройства.

Запас уверенности в себе

(Ирина Шауфлер, благотворительный кластер "Анна помогает").
"В детский дом Рома попал в 17 лет, провёл там год. Затем выпустился, дали квартиру. Был сложный период адаптации, не платил за коммунальные услуги, накопился долг, в квартире отключили свет.
Пришёл в наш кластер и записался сразу на два курса профессиональных навыков — "школа бариста" и "визаж". Параллельно он начал работать с куратором в рамках программы социального патроната. Основные цели, которые они поставили, — это погасить долг по ЖКУ и найти работу или создать своё дело. Сначала выпускник несколько месяцев проходил стажировку у нас в кофейне. Также он прошёл у нас занятия по soft–skills, направленные на то, как составить резюме и как пройти собеседование. После этого выпускник начал искать работу и достаточно быстро устроился бариста в кофейню недалеко от дома. Он проработал там 3 месяца — не так долго, но это самый большой срок, который он проработал в одном месте. Он сам разработал план погашения долга в течение полугода и с каждой зарплаты оплачивал определённую сумму.
Его путь к достижению цели ещё не закончен. Сейчас выпускник устроился на стажировку в кофейню одной из самых крупных сетей в городе. А также развивается как визажист и берёт заказы через "Инстаграм". Конечно, не всё так гладко, и не всё получается с первого раза. Но самое главное — это то, что у выпускника теперь есть новый навык и запас уверенности в себе для того, чтобы в любой момент устроиться на работу, которая будет ему интересна".