Казалось бы, тема ответственного потребления сегодня на пике популярности. Но необходимость экологизации для бизнеса и реальные возможности для этого — как говорится, две большие разницы. Более того, на данном этапе есть множество препятствий для перехода к "зелёной" повестке. И одна из основных — общая экологическая культура населения. Интересно ли бизнесу брать на себя роль просветителя, приглашённые эксперты обсуждали в рамках круглого стола, организованного "Деловым Петербургом".
Программ, стимулирующих экологизацию, на региональном уровне немного. И они незначительные, считает председатель правления Экологического союза, председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Семён Гордышевский. Эксперт также отметил основную проблему: "Глобально ситуация почему такая непростая: потому что всё упирается в потребление. По сути, рынком движет потребление: те, кто покупает продукцию, услуги и т.д. Если не изменить потребительские стереотипы, то для бизнеса это неподъёмная нагрузка. Бизнес в одиночку не может решить задачу экологизации".
Замкнутый круг
Когда потребитель выбирает продукт, не обращая внимания на его состав и упаковку, которая может быть нерециклируемой, многокомпонентной, ламинированной и т. д., предприниматель не будет искать для себя дополнительных сложностей. Он играет по правилам спроса. Однако во всём мире намечается тенденция к переходу на ответственное потребление. Когда клиент заинтересован в том, чтобы приобретать более экологичный продукт, — бизнесу легче пойти ему навстречу.
"Если говорить уже совсем конкретно — это задача совместная. И в этом смысле какая роль бизнеса? Он может влиять через повышение грамотности рынка и потребителей, — убеждён Семён Гордышевский. — Примеры есть: мы видим, что бизнес откликается на программы экосертификации, маркирует свою продукцию, проходит серьёзную экспертизу у третьей стороны. И в этом случае у компаний появляются программы, согласно которым они начинают вести просветительскую работу, меняя стереотипы рынка. Вот этот путь и может в итоге привести к тому, что всё, что производится, будет значительно менее негативно воздействовать на окружающую среду. Самое заметное — это, конечно, огромное количество отходов и упаковка, которая практически сразу после приобретения превращается в отходы. И тут огромное количество возможностей".
Часть из них уже используется — однако и нюансов вскрывается немало. Раздельный сбор, например, решили внедрять многие организации, но и часть "практикующих" задумывается о тщетности своих усилий. Опять же не хватает информации. Впрочем, как и скоординированности действий. Но главное — всё плохо с регулированием, говорят эксперты.
С другой стороны, как раз по этому направлению трендсеттером является потребитель. "У нас есть довольно серьёзный запрос со стороны граждан и отдельных сообществ, которые обращаются к нам с просьбой внедрять раздельный сбор максимально широко, — рассказывает генеральный директор АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (УК ООЛО) Антон Бучнев. — Крупные компании также внедряют раздельный сбор, они заинтересованы в этом. Но есть огромное количество юридических лиц, которые находится в "серой зоне". Если вы приедете, например, в Мурино и пройдётесь по тем многоэтажкам, которые там построены, то на первых этажах вы увидите огромное количество различного малого бизнеса — и большинство этих юридических лиц предпочитают не заключать договор на вывоз ТКО. Им очень удобно бросать этот мусор жителям в бак, который стоит на общей контейнерной площадке, и ничего за это не платить".
При этом цена вопроса в среднем от 2,7 до 3,5 тыс. рублей в месяц. Но, видимо, не всякая ответственность стоит столь недорого. Граждане между тем уже вкладывают собственные средства в развитие предприятий, которые ориентированы на защиту окружающей среды. Так, Алексей Чехранов, основатель сети экозаводов "Умная SREDA", занимающихся переработкой смешанного б/у пластика и изготовлением из него уличной мебели и экологичных изделий для благоустройства города, рассказал, что благодаря отклику частных лиц и первых вложений через краудинвестинг в течение короткого срока сеть разрослась до 40 заводов по всей стране — от Владивостока до Калининграда. А в 2021 году благодаря инвестициям компании "Глобал Трэйдинг", которая является крупнейшим экспортером макулатуры, был открыт завод в Санкт-Петербурге. И у предпринимателя своё видение ситуации.
"Помощь в сбыте продукции из переработанного вторсырья — это лучшее, что можно придумать, и это будет двигать всю индустрию вверх, — считает Алексей Чехранов. — Если сейчас выстраивать всю помощь государства вокруг именно сбора и сортировки отходов, то я в этом направлении не вижу для бизнеса яркого конечного результата. Но, допустим, как только появилась новость о том, что изделия из вторсырья будут теперь обязательным условием к участию в тендерах на госзакупки, рынок очень оживился".
Вариации на "зелёную" тему
Игорь Логинов, руководитель ГК Clever bros. и генеральный директор ООО "Венета Систем", заметил, что не только переработка даёт возможность двигаться в сторону экологичности. Есть "барахло", которое прослужит недолго и отправится на свалку, а есть продукт, созданный служить годами, не пополняя горы нерециркулируемых отходов. В пример он привёл основную продукцию компании — восстановление картриджей для принтеров. Эту процедуру можно проводить многократно: и это в том числе является вкладом компании в "зелёный" переход. Однако проблема в том, что не все потребители знают о такой возможности.
"Можно придумать системы стимулирования. Можно заставить потреблять вторичную продукцию. Но вопрос в том, бизнес от этого выиграет или нет, — говорит Игорь Логинов. — Потому что, на мой взгляд, бизнес — это когда одни хотят, а другие могут. Это не когда "надо". То есть люди действительно хотят быть более экологичными, готовы раздельно собирать и выбрасывать мусор, восстанавливать картриджи, потреблять продукцию, которая будет более дорогой, но в то же время она будет долгоиграющая. Но он должен о ней знать. Поэтому мне кажется, что основная функция государства — информационное обеспечение о том, какие есть возможности для того, чтобы быть более экологичными".
То, о чём говорит эксперт, уже находит отражение и в меняющихся трендах потребительского поведения. "Наше собственное исследование показало, что на рынке теплоизоляции, где мы представлены как производитель каменной ваты, 10 лет назад превалировали категории "долговечность материала" и "цена", — делится данными Денис Романов, управляющий заводом ROCKWOOL в Выборге. — А сейчас порядка 30% клиентов, то есть каждый третий, при выборе материала в нашем сегменте уже задумываются над вопросом экологичности. Несмотря на то что стоимость продуктов этой категории обычно выше. Постепенно происходит сдвиг сознания: люди, даже понимая, что это может быть дороже, но имея объективную информацию, что продукт более экологичный и он прослужит дольше, готовы за это платить. Мы это наблюдаем в своём сегменте".
Вопрос стоимости и отчасти тему гринвошинга на примере реализуемой продукции прояснил Денис Барабанов, основатель JOIA Fine Wines & Spirits: "В Европе достаточно серьёзное регулирование — и знак "био" получить довольно сложно: нужно пройти несколько стадий контроля. Его могут получить только действительно сознательные производители, которые используют экологические способы выращивания винограда. Надо на протяжении нескольких лет не сыпать никаких химических удобрений в землю. Поэтому, конечно, такое вино дороже по себестоимости — и цена на конечный продукт выше". Но правило "знака" работает именно для продукции, произведённой в Европе, в России контроль не такой жёсткий.
Также эксперт рассказал, что опыт работы с зарубежными странами привёл компанию к решению внести посильный вклад в защиту окружающей среды. "Понимая, что участвуем в цепочке поставки вина, которое упаковывается в стекло, 3 года назад мы запустили за свой счёт программу сбора и переработки стекла из баров Санкт-Петербурга, в том числе в своих винотеках поставили баки для раздельного сбора стекла и потом внедрили пластик, — делится Денис Барабанов. — Делаем это из идеологических соображений. И столкнулись с огромным количеством сложностей. Недавно запустили эту программу в Москве — и не нашли логиста, который бы элементарно возил стекло и пластик на переработку. В итоге пришлось нанимать своего водителя, организовывать эту службу — хотя это вообще не профильный наш бизнес".
Куда везти будем
Впрочем, ситуация оказалась не самой радужной также в Петербурге и Ленинградской области — на два региона столько же компаний, которые могут утилизировать стекло, рассказал Антон Бучнев. По его мнению, государство должно поддерживать такие объекты, предоставлять инфраструктурные гранты на их строительство. Дело в том, что сама мусорная реформа была объявлена ещё в 2018 году, но финансовые меры поддержки начинают выделять только сейчас. Так, сегодня УК ООЛО выпускает "зелёные" облигации, которые выкупаются с очень небольшим процентом Российским экологическим оператором (ППК РЭО) — и на эти средства, а также с привлечением кредитных ресурсов компания реализует три инвестиционных проекта.
"По одному объекту мы уже получили положительную экологическую экспертизу и приступаем к строительству мусороперерабатывающего комплекса в промзоне "Фосфорит" Кингисеппского района. Это первый современный объект в регионе, который позволит обеспечить до 60% переработки, а также бесперебойное функционирование системы обращения с отходами всей южной части региона при одновременном прекращении приёма отходов на полигонах,— сообщил Антон Бучнев. — Также мы готовимся представить общественности проект комплекса глубокой переработки отходов в п. Рахья. Кроме того, поработав год над раздельным сбором отходов (в переработку направлено 389 тонн стекла, 82 тонны пластика), мы сделали выводы о дефиците мощностей переработки, где из вторичного сырья производят новый продукт. Над проектом такого завода мы сейчас работаем".
Денис Романов тоже считает, что сегодня важно создавать комплексные решения, чтобы благое дело не оказывалось выполненным наполовину и теряло при этом смысл. По его словам, нужно не только отсортировать мусор, но и сразу определить возможности для переработки. "И здесь ещё важна роль бизнеса. Крупные производители, в том числе на нашем примере, задумываются, какой вклад они могут внести в этот процесс, — считает эксперт. — Например, в ГК ROCKWOOL мы предложили своим клиентам, которые работают на стройках в Петербурге и в Ленобласти, сортировать остатки каменной ваты, которые они получают на своих стройках, — и возвращать к нам на завод для последующей переработки. Потому что понимаем, что первый вопрос, который возникает на стройке, — это как рассортировать и куда отправить. Мы пошли дальше. Продукты приезжают на стройку, упакованные в полиэтиленовую плёнку. Сейчас клиенты могут вернуть нам и её тоже. Вопрос не только в том, чтобы сортировать, но также как это делать — и это нужно замыкать на подобного рода цепочки".
По словам Дениса Романова, в европейских филиалах фирмы эти программы работают уже 20-30 лет — и по инициативе дочерней компании этот опыт был привнесён в Россию. Клиенты поддержали идею.
Своим примером
Игорь Логинов также считает, что бренды могут задавать общую тональность в вопросе экологизации. Он привёл в пример проект собственной компании: "Мы 14 лет назад пересмотрели упаковку своих картриджей — чтобы она была многоразовой. И убеждаем своих заказчиков, что не надо торопиться её выбрасывать, рассказываем клиентам, что она используется многократно. И люди понимают, что они экономят деньги, — потому что в любом случае за всё платит конечный потребитель. И упаковка эта не пластиковая — не оставляет практически за собой следа. А если возвращается к нам и не пригодна для вторичного использования, мы её обязательно сдаём. В неделю мы привозим на производство 80 кубометров картриджей и только два из них утилизируем. Металл, пластик и картон идут на переработку. То есть экологизация начинается всё равно с нас, с бизнеса, его ответственности. Но её надо воспитывать", — заключил спикер.
Денис Барабанов согласился, что бизнес может включиться в процесс просвещения населения: "Надо объяснять людям, что надо сознательно потреблять. Но на это потребуется сколько? 20-30 лет, чтобы всю страну переубедить. Надо, чтобы поколение сменилось. Мы сейчас пытаемся, понимая, что много бутылок поставляем, за свой счёт их вывозить — мы потратили 5 млн рублей, но подключили всего лишь 40 баров и винотек в Петербурге и около 20 в Москве. Мы понимаем, что это капля в море, но надеемся на сознательность наших участников программы: чтобы дальше вирусно это распространить, эти знания, эту идеологию и т. д. Но это очень сложно". Эксперт считает, что в любом случае нужна государственная поддержка на всех этапах реализации подобных инициатив.
И на это Семён Гордышевский отметил, что идеи мусорной реформы на бумаге очень хороши. Но пока акценты в реализации расставлены некорректно. "Со стороны государства должна вестись информационная работа, формироваться экологическая культура, производиться экологическое просвещение — должна расти грамотность. Эта функция в документе никак не обозначена. Что мы сделали со стороны государства? Создали единого экологического оператора, регионального оператора — хорошо, тогда можно было эти функции оператору поручить. Но ему поручено именно обращение с отходами: то есть сбор и переработка — причём с ультимативным заданием "через 3 года 100%", что совершенно нереально. Таким образом, важнейшая задача — формирование экологической культуры — государством не решается".
В вопросе экологизации бизнеса эксперт видит важным этапом такого просвещения обмен опытом: компании, которые уже реализуют свои программы, могут делиться наработками с теми, кто только вступает на путь "озеленения". По мнению эксперта, это комплексная история, и она должна вестись с разных сторон.
В ходе круглого стола было озвучено немало проблем, а ещё больше идей, которые бизнес, стремящийся к экологизации, может взять на заметку.