"Вагонмаш" требует более 70 млн рублей с петербургской подземки.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти приостановил процесс о взыскании с ГУП "Петербургский метрополитен" 73 млн рублей (основной долг и неустойка) для проведения судебной экспертизы. С заявлением о финансовых претензиях к подземке в суд обратилось ООО "Вагонмаш". Повод к разногласиям между сторонами дал контракт на ремонт вагонов, заключённый осенью 2018 года, на сумму свыше 200 млн рублей. В декабре 2019 года руководство метро отказалось от услуг подрядчика по этому контракту. В свою очередь, "Вагонмаш", видимо, посчитал, что его услуги не были полностью оплачены, поэтому и обратился в суд.
В ходе процесса истец заявил о необходимости проведения экспертизы. По его мнению, специалисты должны определить объём и стоимость работ по текущему ремонту вагонов трёх разных моделей, есть ли в выполненных "Вагонмашем" работах дефекты или недостатки, могут ли вагоны, отремонтированные истцом, использоваться по их прямому назначению и т. д.
По мнению Степана Хантимирова, юриста адвокатского бюро ASTERISK, заключение судебного эксперта будет являться ключевым доказательством, которое, вероятно, предопределит исход спора.
"Вагонмаш" неоднократно работал с петербургской подземкой. Так, в сентябре 2017 года предприятие получило контракт на поставку вагонов, стоимость которого составила 3,9 млрд рублей. Затем с компанией заключались контракты на текущий ремонт вагонов. Однако после 2018 года, по данным сервиса "Контур.Фокус", больше контрактов с метрополитеном у компании не было. Выручка "Вагонмаша" в 2020 году упала на 99%, до 12 млн рублей, а чистый убыток составил 115,1 млн. ГУП за 12 последних месяцев, по данным сервиса "Контур.Фокус", было ответчиком по 30 делам на 255 млн рублей.
В Петербургском метрополитене на запрос "ДП" оперативно не ответили.
Однако старший юрист юрфирмы "Степачков и Сурчаков" Андрей Макаров отмечает, что такое количество споров, где ГУП выступает ответчиком, хотя и может показаться значительным, но есть нюансы. "В удовлетворении большого числа требований суды отказывают, что свидетельствует о качественной проработке ГУПом своей позиции ещё на стадии заключения контракта", — считает эксперт. Вместе с тем, по его мнению, эти судебные споры могут стать для подрядчиков подземки и сдерживающим фактором: не каждый контрагент готов к тому, что ему придётся идти в суд для получения причитающихся ему денег.
Андрей Макаров обращает внимание, что ранее между метро и "Вагонмашем" уже был аналогичный спор: подрядчик требовал оплату своих услуг. В результате арбитражный суд взыскал с ГУПа неосновательное обогащение в размере более 13 млн рублей.
Спор подрядчика с заказчиком — естественной монополией может грозить подрядчику прекращением деятельности, говорит Степан Хантимиров. "Часто у монополии есть один или несколько контрагентов, которые её обслуживают. При этом для таких подрядчиков монополия является основным или даже единственным заказчиком, без которого они не могут существовать", — пояснил эксперт. По его мнению, именно таковы отношения "Вагонмаша" и Петербургского метрополитена, как раз являющегося естественной монополией.
Ранее, обращает внимание юрист, подземка отказалась от контракта с "Вагонмашем" на ремонт вагонов метро, в частности построенных самим "Вагонмашем" по проекту "НеВа". Единственный потенциальный крупный заказчик "Вагонмаша", помимо Петербургского метрополитена, — Московский метрополитен, но у него уже есть свой подрядчик — подмосковная организация "Метровагонмаш", добавил Хантимиров.