В 2021 году государство по традиции хотело сделать участникам системы госзаказа хорошо. Неблагодарные и несознательные стонали и изворачивались.
Да и в следующем году скучно будет едва ли. Так называемый второй оптимизационный пакет 44-ФЗ всё же прошёл через правительственное горнило. Первый был принят в 2019-м, второй подготовили ещё в начале 2020 года. Но прошлый год прошёл под знаком экстренного вмешательства в ткань госзаказа, а не плановых операций. Поэтому Дума завизировала очередные поправки только летом 2021-го. Тяга к оптимизации сплелась со стремлением к "цифре". Что-то удалось обкатать заранее, а с чем-то ещё только предстоит поработать.
Протестировать инструмент
"Закон, меняющий большую часть 44-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2022 года, — это наиболее ожидаемое событие последних полутора лет с начала обсуждения поправок: изменение количества закупочных процедур, порядка рассмотрения и содержания заявок, заключения и расторжения контракта и других", — комментирует руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard Анастасия Яремчук. Хотя по-прежнему, по её мнению, "несбывшейся мечтой поставщиков" является, например, обязательная типовая форма банковской гарантии, содержание которой много лет — камень преткновения между заказчиками и поставщиками.
"Цель поправок благородна — упростить и в самом деле переусложнённую сегодня систему проведения государственных закупок. Но лишь практика покажет, в какой мере эта цель будет достигнута", — отмечает руководитель департамента правовой экспертизы центра электронных торгов B2B-Center Дмитрий Казанцев. Изменения касаются и нормативной базы об электронной подписи, так как использовать её участникам закупок придётся гораздо чаще.
"Частным, но наглядным и важным на практике примером корректировки контрактной системы можно назвать электронное актирование. С нового года оно становится обязательным для всех, но ещё в 2021 году заказчики имели возможность протестировать этот инструмент. Он базируется на важных принципах отказа от бумажного документооборота, наследования данных и предзаполнения электронных форм", — говорят представители B2B-Center. "Важно лишь помнить, что положительный эффект такой новый инструмент может дать при условии устойчивой работы ЕИС в сочетании с интуитивно понятным интерфейсом", — дипломатично заключает Дмитрий Казанцев.
Генеральный директор электронной площадки "РТС-тендер" Владимир Лишенков в числе важных новаций уходящего года отмечает усилия государства по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Здесь основные изменения касались тендеров госкомпаний: в 2021-м в очередной раз увеличилась обязательная доля закупок госкомпаний у субъектов МСП — до 25% (в 2020-м она повышалась с 18 до 20%). "Это ещё более крупный сегмент, чем закупки по 44-ФЗ. На конец ноября было опубликовано извещений на 16,7 трлн рублей, — подчёркивает Владимир Лишенков. — Во-вторых, правительство предложило законопроект, позволяющий госкомпаниям “выращивать” поставщиков из числа МСП через финансовые, правовые, обучающие, методические формы поддержки. Курировать такие программы, как и выявление случаев невыполнения квот, будет Корпорация МСП".
В 2021-м российские власти поддержали очередной сегмент строительства. "Увеличение стоимости контракта на 30% из-за подорожания стройматериалов — одно из основных событий в сфере госзакупок. Это особо значимо для подрядчиков. Очевидно, что строительство крупных объектов длится годами, а неизбежные изменения по смете не укладываются даже в разрешённые ранее 10% отклонения от цены контракта", — обратили внимание представители юридической компании "Эклекс".
Медаль обернулась
Впрочем, не только благими намерениями по упрощению доступа и работы с госзаказом запомнился экспертам 2021 год. Традиционно чем выше цена, тем чаще закупка происходит по процедуре у единственного источника, а реальная конкуренция продолжает наблюдаться в малых закупках, где медаль поворачивается обратной стороной — ярым демпингом. Для защиты от него госзаказчики вынуждены устанавливать сложные качественные критерии для оценки профессиональной надёжности, что повышает риск оспаривания результатов, обращает внимание партнёр Maxima Legal Наталья Дятлова. "В 2021 году демпинг на аукционах усилился — малоизвестные компании шли на снижение начальной цены вплоть до 80%. Та же ситуация прослеживалась и на конкурсах, где обычно весовой критерий оценки составляет цена (60%), а качественные критерии — только 40%", — отмечает юрист.
"Уходящий год запомнится усилением и ужесточением национального режима в госзакупках: одним из самых неожиданных стало постановление правительства РФ от 28.08.2021 №1432, перекроившее в большей степени закупки радиоэлектронных товаров и повлёкшее за собой вереницу разъяснений Минпромторга России и массу споров в антимонопольных органах. Для заказчиков стала полной неожиданностью и проблемой, например, невозможность одновременной закупки компьютеров и мышек, системных блоков в одном лоте из-за применения различных национальных режимов", — приводит конкретные примеры Анастасия Яремчук.
"Дополнительной трудностью для субъектов 223-ФЗ стала необходимость одновременно выполнять взаимоисключающие требования: закупаться у российских производителей, но при этом не ограничивать конкуренцию. Качественно усложнилась для этой категории заказчиков и ежемесячная отчётность, посвящённая в том числе и выполнению квот. В этих условиях внушает оптимизм тенденция, обозначенная правовыми позициями Верховного суда, что значение имеет не только и не столько процедура закупки, сколько её результат", — говорит Дмитрий Казанцев.
"В 2021 году принято существенное количество нововведений по закупкам, которые постепенно входят в оборот. Как правило, период внедрения сопровождается увеличением взаимных претензий у сторон и, как следствие, увеличением судебных и антимонопольных споров. Так что юристы не останутся без работы и в 2022 году", — прогнозирует, резюмируя, старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения "ССП-Консалт" Екатерина Зуева.