События в Казахстане показали, каким хрупким может быть общественный порядок в стране с вроде бы прочной властью и, казалось бы, не самым бедным населением. Вдруг словно по щелчку чьих–то могущественных пальцев мирные митинги оборачиваются погромами, мародёрством, перестрелками и многочисленными жертвами.
Понятно, что российские силовики извлекут из казахских беспорядков свои уроки. Потому что, повторись подобный сценарий в нашей стране, более обширной по территории и более разнообразной по национальному составу, жертв может быть на порядок больше. Но не менее важные уроки могут извлечь и экономисты. Президент Казахстана Касым–Жомарт Токаев, выступая вчера в парламенте, где не забыл обвинить в беспорядках международных экстремистов и террористов, всё же вынужден был признать и ряд ключевых проблем в экономике, которые создали почву для народного возмущения. Почти все его слова в равной степени можно отнести и к России.
Старт митингам положило двукратное повышение цен на газомоторное топливо, которое, к слову, в Казахстане было в разы дешевле в пересчёте с тенге на рубли, чем в Петербурге. Но причины протеста, конечно, гораздо глубже. По мнению Токаева, это социальное неравенство, которое усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере на бумаге.
"За приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе", — подчеркнул глава казахского государства. Он открытым текстом обвинил своего предшественника Нурсултана Назарбаева, носящего ныне титул елбасы (лидер нации), в том, что в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, сверхбогатых даже по международным меркам.
Наконец, Токаев раскритиковал систему государственной поддержки бизнеса в республике, обвинив её в неэффективности. "Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: друзьям — всё, остальным — по закону", — заявил он.
Ну а монетарным властям стоит взять на заметку, что в период беспорядков возможно отключение интернета и мобильной связи, как это случилось в Казахстане. Тогда банковские карты становятся бесполезны, расчёты возможны только наличными, которые Банк России активно стремится вытеснить из оборота. Может, не стоит слишком спешить с этим? Ведь для агрессивной толпы невозможность совершать покупки — лишний повод начать грабить магазины.