Крупнейшие российские ретейлеры готовятся к выходу на IPO в ближайшие годы. Эксперты отмечают, что это естественный путь, но он потребует больших инвестиций.
В наступившем году ожидается выход на IPO сразу нескольких ретейл–компаний, как из FMCG–сегмента, так и представителей непродовольственной розницы. О намерениях выйти на биржу в 2022–м или в ближайшие пару лет заявляли "ВкусВилл", "Азбука вкуса", Melon Fashion Group, Hoff, Mercury Retail (управляет сетями "Красное & Белое" и "Бристоль"). Вероятно, не во всех случаях дело дойдёт до реализации озвученных планов, так как компании могут найти более доступные источники финансирования.
Недешёвое удовольствие
Розничные сети и маркетплейсы осваивают биржу всё увереннее. В 2021 году IPO осуществил Fix Price, чуть ранее — Ozon. Акции обеих компаний стали вполне востребованы на рынке. Аналитик ФГ "Финам" Анна Буйлакова вспоминает, что у Ozon книга заявок была переподписана буквально в первые часы. Стоит заметить, что маркетплейс был на старте поддержан двумя крупными фондами — Baring Vostok и АФК "Система", которые держат около 70% акций. На подобную поддержку, по её словам, могут рассчитывать компании с предполагаемым агрессивным ростом.
Генеральный директор Fix Price Дмитрий Кирсанов рассказал "ДП", что публичный статус даёт компаниям ряд преимуществ. В частности, это доступ к широкому кругу инвесторов для финансирования будущего развития и роста. "Статус публичной компании накладывает на нас ряд обязательств — по раскрытию информации, обеспечению прозрачности бизнеса, постоянному совершенствованию корпоративных и ESG–практик. Что в конечном счёте помогает развитию нашего бизнеса, повышению его устойчивости, а также даёт дополнительное доверие инвесторов и кредиторов", — добавляет он.
Кирсанов уточняет, что для Fix Price это была полностью вторичная сделка — в ходе IPO инвесторам были предложены бумаги акционеров, что позволило монетизировать их вложения. При этом у самой компании нет потребности в дополнительных средствах: "Исторически мы делали ставку на развитие за счёт собственного финансирования, поддерживая баланс между обеспечением прибыльности и ростом сети".
Выход на IPO — дорогостоящий процесс. Подготовка сама по себе обходится недёшево, процесс требует много времени и энергии со стороны менеджмента как до сделки, так и после её запуска. Анна Буйлакова уточняет, что только услуги андеррайтера могут стоить 3,5–7% от стоимости сделки. Далее необходимы ежегодные расходы на аудит, комплаенс, оплату биржевого взноса, связь с инвесторами и т. д.
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин подтверждает, что само по себе IPO — затратное предприятие. Так что со стороны некоторых компаний это может быть "заявка на успех" после роста в пандемию. А может — попытка удержать позиции или не потерять их с учётом бурного развития отрасли, перестройки и диджитализации многих процессов. То есть, наоборот, завуалированный поиск дополнительной поддержки планов на реформирование и развитие.
Быть или не быть?
Подготовка к IPO занимает достаточно долгое время. Например, "ВкусВилл" заявлял о планах выхода на биржу ещё в 2019 году. Сейчас в компании отмечают, что для них это лишь один из вариантов развития. "Готовимся с технической стороны и оставляем для себя доступными все опции", — лаконично прокомментировали в пресс–службе сети.
Melon Fashion Group, как и любая развивающаяся компания, рассматривает различные стратегические варианты своего дальнейшего развития, включая рынки капитала. Однако в настоящий момент в компании корреспонденту "ДП" заявили, что о каких–либо конкретных планах говорить преждевременно.
В Hoff не исключают, что могут выйти на биржу в ближайшие 3 года.
"Азбука вкуса" планирует привлечь акционерный капитал для развития foodtech–направлений и расширения производства. Для этого необходимы долгосрочные инвестиции.
Нельзя забывать, что ретейл — одна из немногих отраслей в России, где наблюдается доминирование частного капитала. "Ни госкомпании, ни иностранные игроки не занимают в ретейле доминирующего положения. Именно такие сильные частные компании интересны международному рынку капитала. Поэтому выход на IPO — естественный путь для ретейла в России", — считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "УНИВЕР Капитал" Артём Тузов.
Действительно, размеры и амбиции "ВкусВилл" или Mercury Retail Group очевидно требуют дополнительного привлечения капитала в виде либо IPO, либо облигационных займов. Кстати, road show, которое компании проводят перед размещением акций, как правило, помогает найти покупателей и на облигации. Благодаря этому компании полностью решают вопрос финансирования и могут сосредоточиться на рыночной экспансии.
Баланс рисков
По мнению владельца бренда MukaMuka Дмитрия Кочеткова, в прошлом году рынок ретейла получил настоящее второе дыхание. На фоне цифровизации продаж капитализация крупнейших публичных участников рынка серьёзно выросла. Акции торговых компаний всегда есть в крупных сбалансированных инвестиционных портфелях частных и институциональных инвесторов.
"Крупные ретейлеры вроде “ВкусВилл” или Mercury Retail вполне этим критериям соответствуют: быстро растут, широко известны и понятны потребителям. На их акции можно ожидать высокий спрос. Высокие финансовые показатели и сильные позиции на рынке дают все основания для успеха", — считает он.
Артём Тузов добавляет, что публичные компании с независимым дорогостоящим аудитом, удовлетворяющим международных инвесторов, снижают как налоговые, так и иные риски в своей деятельности.
"Тем не менее риски для ретейла несёт трансформация потребления на фоне пандемии. Люди привыкают покупать все товары онлайн, бурный рост показывают маркетплейсы. Темпы роста выручки Ozon, крупнейшего публичного маркетплейса в России, уже второй год превышают 100%. В какой–то момент маркетплейсы неминуемо начинают отъедать долю выручки у традиционного ретейла. Выход успешных игроков этого рынка на IPO может свидетельствовать о желании акционеров разделить риски с новыми инвесторами", — считает Артём Тузов.
Сложная ситуация на потребительском рынке также может сыграть не в плюс для ретейлеров на бирже. Поскольку санкции ужесточаются, а потребительский сектор будет зависеть от покупательной способности, которая вряд ли будет расти в ближайшие годы.