За прошедший год в Петербурге существенно сократилось количество магазинов детских товаров и комплексов развлечений для детей в торговых центрах города.
В 2021 году аналитики зафиксировали отрицательную динамику открытий магазинов детских товаров по сравнению с закрытиями. В течение года в качественных торговых центрах города открылось на 7 тыс. м² меньше магазинов детских товаров, чем закрылось.
Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева отмечает, что немалую роль в этом сыграло закрытие ряда магазинов сети "Детки": "Прекратили свою работу магазины в ТЦ “Международный”, ТЦ “Континент на Стачек”, ТЦ “Континент на Звёздной“, ТЦ “Смайл” — это больше 4 тыс. м². На их месте открылись магазины Sinsay, “М. Видео” и Kari".
В соцсетях сети магазинов "Детки" сообщается о закрытии ещё шести магазинов — в Петербурге и Тосно. Кроме того, выросла исковая нагрузка компании: за последние 12 месяцев к ООО "Детки" подан 31 иск на общую сумму 129 млн рублей.
Управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь подметила, что основное количество споров связано со взысканием с ООО "Детки" задолженности по договорам поставки.
Уже в начале 2022 года к компании был предъявлен крупный иск от ООО "Мир детства" на сумму более 39 млн рублей. Юрист добавляет, что наличие как большого количества претензий на сравнительно малые суммы, так и достаточно крупных исковых требований может создать для компании дополнительные сложности, так как для удовлетворения одновременно требований всех кредиторов необходимы свободные денежные средства. При этом, судя по данным системы "Контур.Фокус", в 2020 году компания получила убыток 97,2 млн рублей при выручке 2 млрд рублей.
Наталия Киреева добавляет, что в прошлом году закрылось несколько магазинов B&C, Reike. Торговые центры покидают детские развлекательные центры: закрылся "Батутный Клуб 720" в ТЦ "Капитолий", анонсировано закрытие Angry Birds в ТРК "Европолис" (вместо него откроется "ИКЕА Сити"). При этом наиболее востребованными для детских магазинов становятся небольшие площади — до 100 м².
Как и в других сферах, всё больше покупок совершается онлайн. В петербургской сети магазинов детских товаров "ВотОнЯ" рассказали, что доля интернет–заказов растёт за счёт комбинированной системы "закажи и забери". Помимо этого в 2021 году компания открыла 17 новых торговых точек, сделав ставку на формат магазинов у дома. "Совокупные итоги такой политики позволили нам избежать оттока розничных клиентов", — говорят в компании.
На сокращение количества детских розничных магазинов также повлияло серьёзное развитие маркетплейсов. Часть аудитории теперь предпочитает совершать покупки через них. Например, за 9 месяцев 2021 года продажи товаров для детей на Wildberries выросли на 54% год к году, до 73,9 млрд рублей. В штуках рост составил 57%.