У российских компаний, которые инвестируют в экономику Казахстана миллиарды долларов, оснований волноваться было, пожалуй, больше, чем у казахов, ведущих бизнес в России. Однако для них всё выглядит обнадёживающе. По крайней мере до тех пор, пока в стране не началась следующая острая фаза политического процесса.
Несмотря на преимущественно политическую повестку, причины переживать за исход казахстанских событий у российских инвесторов были весомые. Согласно данным Евразийского банка развития (ЕАБР), на начало прошлого года сумма российских прямых иностранных инвестиций в Казахстан составила более $11,8 млрд. Это четверть от всех инвестиций российских компаний на пространстве СНГ.
Как указывают в ЕАБР, ключевой отраслью экономики Казахстана, которая является главным бенефициаром российских инвестиций, является добыча металлических руд. Вклад в неё составляет около 30% в отраслевой структуре импортированных ПИИ из ЕАЭС. Так, российский "Атомэнергопром" вложил в добычу металлических руд $1,49 млрд на конец 2020 года, "Полиметалл" — $1,1 млрд. В сложном положении при другом стечении обстоятельств могла оказаться компания "ЕвроХим", которая последние годы активно вкладывалась в добычу фосфоритов и производство на их основе фосфорных удобрений в Каратау.
На втором месте у российских инвесторов находится добыча нефти и природного газа — более 20%. Третьим сектором выступает сфера финансовых услуг, в которой активными игроками выступают ВТБ, "Сбер" и Альфа–Банк — почти 10% от всех инвестиций. К примеру, только "Сбер" инвестировал $1,3 млрд в развитие деятельности по предоставлению финансовых услуг.
В целом можно отметить, что события прошлой недели в Казахстане не внесли серьёзных изменений в инвестиционный фон этой страны. Наиболее резонансной стала ситуация с крупнейшим производителем природного урана НАК "Казатомпром". Несмотря на заявление, что беспорядки в стране не повлияют на работу, в моменте мировые цены на уран поднялись, а акции казахстанского выпуска, которые пользуются особым спросом среди российских инвесторов, упали с $49 до $35 за бумагу.
При возникновении проблем в транспортной сфере российские инвесторы также не понесли бы серьёзного урона. Почти все проекты, которые Казахстан реализует в сфере транспорта, финансируются международными институтами развития. При развитии самого худшего сценария вопросы могли возникнуть относительно евразийских транспортных коридоров, в которых Казахстан и Россия принимают непосредственное участие. Однако эти проекты пока ещё находятся не в финальной стадии реализации, так что при необходимости их вполне оперативно могли скорректировать, перенеся основные акценты и мощности на российскую инфраструктуру.