Снег считается главным врагом Смольного. В этот раз на подмогу ему пришёл мусор. Но чиновники без боя не сдаются.
Снег в Петербурге падает со времён Петра Великого, но в политический фактор, причём с отрицательным знаком, он превратился в 2011 году. Тогда его жертвой стала Валентина Матвиенко. На новогодние каникулы чиновники разъехались в отпуска, и именно тут город накрыла стихия, борьбу с которой оперативно организовывать было некому. Следом случилось несколько пиаровских неудач — губернатор возмущалась, почему не внедряются какие–нибудь новые технологии, например лазеры для срезания сосулек, а их самих именовала "сосулями". Всё это наложилось одно на другое, а главное — на давно зревшее раздражение и усталость, в результате рейтинг Валентины Матвиенко закачался. И летом, накануне парламентских выборов, её забрали из города.
Новый градоначальник, Георгий Полтавченко, учитывая опыт предшественницы, с ходу заявил среди основных своих задач борьбу со снегом. Хотя был ещё только сентябрь. Стихия его миловала: в городе шутили, что Георгий Сергеевич, известный своей набожностью, знает, перед какой иконой надо молиться об избавлении от ненастья. Более того, при умелой подаче залежи снега — если он белый и чистый — радуют глаз горожан. Именно при Полтавченко город впервые перестали "солить", и это вызвало большой энтузиазм у местного населения.
Всё сложилось
Испытание снегом для Александра Беглова началось спустя всего пару месяцев после его появления в Смольном в статусе врио губернатора. Но тогда он развил бурную деятельность, сам чистил дворы и произвёл на свет "лопату Беглова", с которой чиновники фотографировались целыми комитетами. Однако теперь, спустя 2 года, пиаровский задор иссяк, а принципиальных изменений в деле уборки снега не произошло. "Минувшая зима вскрыла системные проблемы в обслуживании города. Природные аномалии наложились на хроническое недофинансирование отрасли. Не хватает специалистов, уборочной и коммунальной техники", — делился откровениями в феврале 2021 года тогда ещё профильный вице–губернатор Николай Бондаренко.
Жалобы на недофинансирование составляют основную риторику городских чиновников из сферы ЖКХ. В декабре прошлого года глава Жилкома Олег Зотов отметил, что в городе существует серьёзная проблема с работниками ручного труда, как в Смольном принято именовать дворников. Официально их в штате состоит 4800 человек. С учётом дополнительно привлекаемых специалистов должно быть порядка 7 тыс. — притом что жилых домов в городе 24 тыс. Впрочем, есть подозрение, что сами власти понятия не имеют, сколько на самом деле дворников работают в городе: они знают лишь число людей, которые получают в качестве таковых зарплату.
В декабре медленную уборку снега объясняли экологическими и эстетическими мотивами. "Обратите внимание, не используется никаких реагентов, которые принципиально ускорили бы уборку и тротуаров, и улиц, но нанесли бы ущерб и природе, и органам дыхания, и обуви, и нашим братьям меньшим, которые по этому ходят", — говорил вице–губернатор Анатолий Повелий. И в его словах была правда — до новогодней оттепели.
Настоящая беда пришла в Смольный в этом году: к традиционным горам снега добавились нетрадиционные горы мусора. Кроме того, постоянная череда оттепелей и заморозков превратила тротуары в катки, так что скоро придётся расширять не только инфекционные, но и травматологические отделения больниц. На этом фоне губернатор исчез из информационного пространства, по крайней мере не видна его активность в борьбе со стихией. Что не способствовало снятию напряжённости.
Творческий мусор
Триггером в нагнетании ситуации стал новый клип Сергея Шнурова, который уже давно не выпускал релизов. В окружении мусорных пакетов сопредседатель Партии роста и генеральный продюсер RTVi Сергей Шнуров в непарламентских выражениях кратко описал плачевную ситуацию на улицах города и задался вопросом, что гребёт легендарная "лопата Беглова", если снега на улицах меньше не становится. Клип вышел вечером 15 января, а уже в понедельник, 17 января, в Смольном дали понять, что обиделись. Валерий Пикалёв, вице–губернатор, курирующий мусорную реформу, признал, что "творческий человек имеет право выражать свои мысли", но назвал творение Шнурова "примитивным хайпом".
Потом пиар–блок Смольного взбодрился: выдвинулась тяжёлая артиллерия деятелей культуры, явно не всегда чувствующих грань между отечеством и его превосходительством.
Вместо вице–губернатора Бориса Пиотровского, который как минимум до недавних событий был в дружеских отношениях со Шнуровым, слово взял его отец — Михаил Пиотровский. Директор Эрмитажа огорчился, что Шнуров "соединяет мат с очень близкой сердцу каждого петербуржца замечательной лирической песней “Город над вольной Невой”", имея в виду использованный в клипе её мотив. Худрук петербургского театра "Мюзик–Холл" Фабио Мастранджело также невысоко оценил творчество Шнурова. Худрук Александринского театра Валерий Фокин посчитал, что лидер группировки "Ленинград" своим видео выразил неуважение к городу. Оскорбился клипом и директор ЦВЗ "Манеж" Павел Пригара. Примечательно, что все четыре комментария были опубликованы с разницей в несколько минут в telegram телеканала "Санкт–Петербург".
После неодобрения коллег из культурной сферы последовала массовая атака лояльных Смольному политиков. Ярче всех высказался депутат ЗакСа от фракции "Новые люди" Дмитрий Панов, который заявил, что Шнурова следует лишить звания петербуржца, не поясняя, правда, каким образом. Спикер ЗакСа Александр Бельский отметил, что для него как для ленинградца очень важно, чтобы город никто не оскорблял. Отвечая на вопрос журналистов в ходе брифинга, не оскорбляет ли город такое количество мусора, спикер лишь отметил, что мусор с улиц увезут, а "творческий мусор останется навсегда в нашей памяти".
Шнуров не остался в долгу и довольно оперативно записал новую песню: попросил не лишать его статуса петербуржца, признался, что это он набросал мусор, и пообещал любить начальство.
Тёмные силы гнетут
Одновременно появилась версия, что творчество Шнурова инспирировано предпринимателем Евгением Пригожиным. Если это правда, то следует признать, что едва ли не впервые у него получился качественный политический пиар. Поскольку все предыдущие политические проекты в Петербурге, связывавшиеся с именем Пригожина (такие как выдвижение в ЗакС партии "Родина"), имели нулевой результат. Впрочем, сам бизнесмен заявил, что "не занимается критикой губернатора и вообще не интересуется петербургской политикой". "Посмотрите по сторонам, если на дорогах грязь и гололёд, то СМИ про это пишут, если во дворах переполненные помойки, СМИ об этом также напишут", — недвусмысленно добавил он.
Хотя, по мнению экспертов, без участия Пригожина в этой истории, скорее всего, не обошлось, очевидно, что существенную долю негодования Смольный заработал своими собственными просчётами. Как в уборке города, так и в информационной политике. Однако, считает политтехнолог Андрей Таннер, каким бы ни был негатив, он не приведёт к отставке главы региона.
"Это не может являться причиной, но может быть использовано как повод", — добавляет он.