Новые треки "Ленинграда" не только захватили музыкальные чарты, но и новостную повестку. Пока одни жители Петербурга восхищались умением Шнурова ответить на массовую критику со стороны Смольного и лояльных к нему политиков одной "Покаянной", другие обвиняли музыканта в продажности, расценив происходящее как политический заказ.
Теории наговора
Александр Беглов впервые высказался о критике в адрес Смольного почти через неделю после первого опубликованного Сергеем Шнуровым клипа. На встрече с руководителями театров и концертных организаций 20 января градоначальник заявил, что в городе развёрнута кампания по дискредитации властей. По словам Беглова, её организаторами выступили "влиятельные люди, которые могут налом проплачивать определённые вещи". О ком именно идёт речь губернатор не уточнил, однако заверил что этим вопросом уже занимаются компетентные органы.
Пока губернатор собирался с мыслями для пятничного спича, городские чиновники и лояльные политики стояли на защите начальства всю неделю. Одним из первых политическую атаку на Петербург в клипе Шнурова увидел директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Вместе с обращениями усиливались и давно циркулирующие слухи о конфликте Беглова и петербургского миллиардера Пригожина, который через "Конкорд" заявил, что не имеет никакого отношения ни к творчеству группы "Ленинград", ни к критике Александра Беглова, ни "к большинству петербургских СМИ". Однако "прекратить медиаспоры" так и не удалось: в этот же день Шнуров выпускает ещё один клип, а Евгений Пригожин к концу недели подаёт иск к изданию Znak.com из-за статьи о причастности бизнесмена к информационной атаке на Беглова. В тот же день пресс-служба компании "Конкорд" опубликовала от лица Евгения Пригожина следующее сообщение:
“
"Господа, поднимите первоисточник, в котором написано о том, что я имею отношение к клипу Шнурова. Эту тему вбросил Низовцев – ближайший соратник Навального. Что касается Сергея Владимировича, то знаком я с ним не ближе, чем 120 миллионов человек в этой стране. А если говорить о его песнях в якобы имеющих ко мне отношение фильмах (я уж не буду вспоминать, что это песни 90-х годов), то их связь со мной из серии "одна бабушка сказала".
А был ли мальчик?
Несмотря на заявления городских властей об информационной атаке, большинству опрошенных "ДП" политологов доводы об ангажированности Сергея Шнурова показалась неубедительными. В беседе с "ДП" кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор рассказал, почему считает обвинения музыканта в продажности безосновательными.
"Если посмотреть на его доходы (Шнурова — Ред.) — это человек мягко говоря состоятельный, ему это не нужно совершенно. Шнуров молодец: сказал то, о чём все перешёптываются и думают, но по ряду причин просто боятся сказать или не имеют такой возможности. Называть это атакой как минимум некорректно. Получается, любая критика или комментарий о действиях губернатора и его администрации — уже атака? А заявлять о том, что к этому может быть причастен Евгений Пригожин или ещё кто-то — самая удобная отговорка. Более того, некоторыми обсуждалась баснословная сумма, которую получил за это Шнуров. Я в это не верю, не более чем неуклюжая попытка ответить оппоненту по принципу "Сам дурак". На самом деле (Александру Беглову) по-мужски нужно было выйти в эфир и сказать: "Да, есть проблемы, они решаются". Это было бы более эффективно чем поливать грязью человека, который сказал то, что все видели — правду. А такие вещи [заказ клипа] нельзя проверить. Зато чем наглее и крупнее ложь, тем легче люди в неё поверят. На то и расчёт", — считает Конфисахор.
Политтехнолог и политический психолог Александр Ершов отмечает, что у Смольного действительно был вариант переиграть ситуацию в свою пользу, представив Шнурова лишь исполнителем чужого заказа, однако цель задеть Пригожина вряд ли преследовалась и скорее всего это вышло случайно.
"Вполне вероятно, что был применён вариант представить ситуацию так, будто он исполнитель. И слухи о том, что Шнуров пишет Пригожину саундтреки для фильмов, просто дали повод говорить, что именно он стоит за Шнуровым в этой микро-войне. Но ведь активисты, которые пришли в зданию Смольного на костылях, никакого отношения к Пригожину не имеют. Да и в целом интересанты есть у любого действующего градоначальника. И если есть какое-то народное недовольство (а в Петербурге оно есть) им всегда может по экономическим, политическим или личным мотивам воспользоваться тот, кто хочет", — подчеркивает эксперт.
Несмотря на ощущение, будто жители Петербурга единогласно встали на сторону Шнурова, оценить его последние работы исключительно как творческий продукт смогли далеко не все. Многие заявили, что в клипах нет искренности, других смутила слишком резкая подача, а третьих — отсутствие качественных видеороликов, которыми "Ленинград" в том числе привлекал зрителей.
"Я думаю, что здесь удачно совпало искреннее возмущение творческого человека и уже подсвеченная в СМИ информация о том, кого подозревают в заказе такого рода материалов. Сказать, был ли заказчик и кто он без каких-то конкретных доказательств невозможно. Но есть ощущение: не то элемент меркантильности, не то человеческих обязательств присутствует со стороны Шнурова... Сам продукт (клип — Ред.) чрезвычайно низкого качества: в первой песне изобилие именно грязного мата, который как правило у него действительно в тему. А здесь возникает ощущение что это продукт коллективного творчества на скорую руку. Крайне маловероятно, чтобы Шнур сознательно создал такой низкопробный продукт, с полной потерей вкуса, который при всей эпатажности ему всё же был присущ. Это настолько на него не похоже, не верю, чтобы он это сделал сознательно. По моему личному восприятию клип низкопробный и вызывающий больше отторжение от самого клипа, нежели от содержания того, против чего этот клип направлен", — признаётся Ершов.
Часть опрошенных "ДП" экспертов не исключает, что создавая трек о коммунальном коллапсе музыкант действительно мог преследовать собственные интересы, связанные в том числе с политическими амбициями. Президент Фонда развития городского самоуправления "1870" Кирилл Страхов считает, что одну из попыток заявить о себе в новом качестве Сергей Шнуров в том числе предпринял на пресс-конференции Владимира Путина.
"Все как-то забыли, что совсем недавно Шнуров решил идти в политику: громогласно получал партбилет, собирался в депутаты. Но партия Титова выпала из "раскладов", пришлось возвращаться на сцену и искать новый формат для своей группы. Конечно, последние клипы — политический жест. Но со Смольным он связан случайно, объектом критики мог быть и иной персонаж из власти. Шнуров лишь удачно воспользовался острой ситуацией. Противостояние маловероятно: нужен сильный конкурент. Таким был бывший спикер ЗакСа Макаров, но он явно проиграл в борьбе за политическое влияние в городе. Других фигур на горизонте не видно, а уж Пригожин и вовсе встрять в такие расклады не в состоянии", — уверен Страхов.
Без перемен
Пока Смольный опасается информационной атаки, проблемы жителей Петербурга так и остаются нерешёнными. При этом все политологи единогласно заявляют, что ни ужасающий коммунальный коллапс, ни переполненные травматологии, ни тем более несколько музыкальных клипов с матерными словами причиной для отставки или сокращения губернаторского срока Беглова с наибольшей вероятностью не станут.
"Конечно, это ослабляет позиции. Но судьба Беглова зависит от Путина и ему может быть глубоко наплевать на рейтинги — есть человек которого он хочет видеть во главе Петербурга — и всё, — отмечает политолог Константин Калачёв. — Но ситуация не уникальная: в Москве в этом году тоже очень плохо убирают город, просто отвратительно. И плитка, которую клали в прошлом году, вся плывёт. Но Собянина почему-то никто не трогает. А почему? Потому что предполагают, что его позиции незыблемы. А Беглова воспринимают как хромую утку — не сбитый летчик, но уже подбитый. Отсюда все эти нападки".
Впрочем, действительно ли существует политический заказ от "влиятельных людей" или же выходящий в тираж музыкант увидел возможность запрыгнуть на волну народного негодования мы доподлинно, скорее всего, не узнаем. Действительно же бесспорно в этой ситуации — наличие в городе проблем, обсуждение которых свернуло в сторону лёгкой конспирологии после вмешательства медийных персон. Несмотря на обвинения Шнурова в работе "под заказ" никто не сможет поспорить с тем, что тему клипа он выдумал не на пустом месте.
Если же мусор и снег стали маркерами для политической ангажированности, в "тайные агенты" Пригожина (и не только его) придётся записать вообще все городские СМИ, тех, кто с 1 декабря попал в травматологии из-за скользких тротуаров, жителей Невского района, выходящих по утрам на работу и натыкающихся на переполненные мусорные баки. В общем, почти всех петербуржцев.
Смольный словно выбрал биться с тенью политического заказа вместо войны с собственными коммунальщиками. А на деле выходит, что обороняться от таинственных но эфемерных врагов проще, чем решать проблему нехватки дворников, которых "недосчитались" 10 тысяч по нормативам.
Остаётся лишь надеяться, что власти города просто открыли "второй фронт" — информационный, а с реальными проблемами всё-таки работают. Не хочется представлять, что в Смольном сделали словесное боксирование с музыкантом главной задачей, забыв, что тысячи просмотров клипов обеспечены отчасти и теми, кто сидит дома, ведь уже не хочет, а иногда и не может, выйти на обледеневшие и замусоренные улицы родного города.