Что такое репутационные риски и как ими управлять?

Репутация и репутационные риски считаются современными понятиями, сейчас у всех на слуху термин "токсичность", а цель в 2022-м году точно не оправдывает средства. В то же время примеры репутационных рисков можно легко найти даже в древности.
В 49 году до н.э. Гай Юлий Цезарь со словами "Жребий брошен" перешел реку Рубикон с верными ему войсками, рискуя не только репутацией среди современников, но и жизнью, а также своим местом в истории. Сегодня все знают его не как кровавого диктатора и деспота, уничтожившего республику и римский сенат, а как основателя великой империи и одного из самых успешных лидеров всех времен.
Сегодня возможные репутационные риски все так же влияют на принятие ключевых решений, при этом они стали куда разнообразнее, чем 2000 лет назад. Развитие культуры и общественных отношений кратно увеличивает число факторов, влияющих на репутацию. Заработанное за много лет реноме можно растерять за секунду одной неудачной шуткой, образом или поступком.
Можно ли оценить репутационные риски заранее?
Чаще всего репутационные риски возникают при нарушении устоявшихся в обществе или его части этики и эстетики. Такие нарушения могут быть сознательными (эпатаж), так и случайными (прокол), а также спровоцированными, но результат один – негативная реакция на произошедшее и возможные репутационные издержки.
Для профессионалов в сфере управления репутацией не составит труда произвести оценку репутационных рисков. Обычно для этого используются матрицы вероятности и последствий, проводится SWOT-анализ, строятся диаграммы влияния. Ущерб репутации намного легче предотвратить, чем пытаться нейтрализовать негатив уже по факту.
Управление рисками – управление репутацией
В процессе управления репутационными рисками используются те же инструменты, что и при управлении рисками вообще, а именно:
  • Отказ от запланированных действий, приводящих к возникновению риска
  • Снижение риска через профилактику и диверсификацию разными способами
  • Передача риска с помощью аутсорсинга или страхования
  • Принятие риска на себя с пониманием возможных последствий.
Именно анализ репутационных рисков заставляет бизнес принимать нелогичные с коммерческой точки зрения решения, постоянно внедрять улучшения в клиентский сервис и быть разборчивым при выборе контрагентов, заниматься социальными и благотворительными проектами.
Репутация как важный нематериальный актив стоит дорого, поэтому ни одно решение не принимается без учета его влияния на имидж.