Аудитория онлайн-сервисов объявлений, где люди продают товары друг другу, превысила 50 млн человек. Как обеспечить безопасность таких сделок, разбираемся вместе с Тинькофф Кассой.
Пока данные по объёму онлайн-продаж в 2021 году предварительны — агентство Data Insight приводит цифру 3,9 трлн рублей — или и вовсе обозначены как "прогнозные": Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) называла сумму 3,5 трлн рублей против 3,2 трлн по итогам 2020 года. Значения могут расходиться, но вывод аналитики делают очевидный и однозначный: рынок e-commerce стремительно растёт и по количеству заказов, и в денежном выражении.
Ещё более быстрыми темпами растёт сегмент интернет-торговли между частными лицами (с2с), которые используют в том числе сервисы онлайн-объявлений: в среднем по 90% в год, следует из совместного исследования Data Insight и "Авито". В 2020 году этот сегмент, по данным того же отчёта, превысил 1 трлн рублей с более 300 млн сделок и средним чеком свыше 3350 рублей. Чаще всего таким способом покупают бытовую технику, одежду и обувь, а также детские товары. В последние годы больше продавцов проявляют готовность отправить товары в другие регионы (16% в 2020 году), а значит, удлиняется срок доставки, увеличивается разрыв между временем отправки посылки и зачислением денег на счёт продавца, поэтому всё актуальнее становятся сервисы, которые помогают обеспечить безопасность расчётов.
Мошеннические схемы постоянно обновляются: причём под прицелом обе стороны — обманывают и покупателя, и продавца. Однако сервисы для интернет-торговли тоже совершенствуются. Так, формат "Безопасная сделка" сегодня доступен в различных сегментах: с помощью данной услуги стало возможным даже приобрести автомобиль онлайн на классифайде. О старте совместного проекта Тинькофф и "Авто.ру" объявили в октябре 2021 года.
Не экономить на спичках
Если авторынок только осваивает новую опцию — то многие онлайн-площадки для с2с-торговли, которые ценят свою репутацию и видят в том числе нестандартные возможности для получения прибыли, уже давно используют инструмент "Безопасная сделка". Как можно догадаться по названию, он обеспечивает безопасность сделки между покупателем и продавцом благодаря автоматизации процесса и гарантированной защите переводов. Условия интеграции будут зависеть от потребностей заказчика и клиента, а также особенностей бизнеса.
Услугу по безопасному управлению расчётами Тинькофф Касса предлагает уже несколько лет. Например, сервис "Авито" использует данный механизм с 2018 года. "Безопасная сделка" позволяет увеличивать продажи между регионами: продавцы получают гарантии, что при отправке товара за пределы города присутствия они получат оплату, а покупатели могут быть уверены, что им придёт качественный товар.
Работает "Безопасная сделка" так: покупатель делает бронь, банк замораживает деньги на его карте, далее продавец отправляет товар — и только когда клиент его забирает, а онлайн-площадка получает соответствующее оповещение, продавец получает деньги. Если же "что-то пошло не так", площадка может вмешаться в ситуацию — и подтвердить полный или частичный возврат средств.
В стандартной ситуации при отложенном заказе банк может заморозить деньги на счёте покупателя на срок от 4 до 6 дней. Одна из удобных функций, отличающих сервис Тинькофф Касса, это возможность "заморозки" до 365 дней. Соответственно, можно выбрать наиболее комфортный (или единственно возможный) срок доставки: помимо времени в пути учитывать и различные периоды хранения посылки. Когда подключена "Безопасная сделка" от Тинькофф Кассы, через 6 дней деньги переходят на транзитный счёт банка, где могут лежать до года.
Сама услуга "Безопасная сделка" не бесплатна для платформы с2с-торговли: условия с партнёрами обсуждаются в индивидуальном порядке. Но, помимо того что данный инструмент снижает репутационные риски и повышает лояльность пользователей, он также помогает интернет-площадкам зарабатывать. Монетизация возможна за счёт вывода опции в категорию дополнительных платных услуг для пользователей — комиссия за сервис вшивается в сумму вознаграждения.
Такой формат взаимодействия актуален не только для сервисов объявлений. Как правило, в сегменте фриланс-бирж и в сфере услуг площадка участвует в процессе передачи средств: заказчики переводят деньги за работу фрилансера на счёт биржи или, скажем, чаевые на счёт ресторана. "Безопасная сделка" позволяет проводить расчёты, не задействуя счета биржи или ресторана. Например, этот момент оказался важным при создании первого банковского сервиса для безналичных чаевых CloudTips от CloudPayments — деньги, предназначенные официанту, гость направляет через инструмент Тинькофф Кассы, минуя счёт ресторана. Принцип защиты расчётов между физическими лицами может стать дополнительным конкурентным преимуществом площадки, позволяющим привлекать больше пользователей. Причём "Безопасная сделка" подходит любым сервисам, где предусмотрена модель с2с-взаимодействия. Настройки адаптивны, а выгоды бизнеса вполне понятны.
Возможности пользователя
Внимание потребителя наличие опции "Безопасная сделка" может привлечь не только гарантиями получения качественных товара или услуги либо сохранности средств. На площадках, где предполагается оплата различных видов работ, получатель может "управлять деньгами": получать их мгновенно или накапливать переводы, а затем единовременно выводить более крупной суммой. Всё регулируется в настройках. Собственно, интернет-площадкам тоже доступна такая возможность.
Ещё один бонус такого сотрудничества — Тинькофф Касса следит за подозрительной активностью на платформе партнёра и формирует портрет поведения мошенников. Так, сервисы могут блокировать сомнительные аккаунты ещё на этапе регистрации. Платёж также будет остановлен, если финансовая организация заподозрит участие в сделке злоумышленника.
Честное исполнение условий сделки, которое контролирует и гарантирует онлайн-пространство, формирует позитивный потребительский опыт. Особенно если "есть с чем сравнивать". Клиент отдаёт предпочтение площадке, где всё просто и понятно, оперативно и без обмана. Он получает желаемое либо легко отстаивает свои интересы — в общем, в любом случае никогда не "в минусе". А значит, снова возвращается за повторной покупкой, даёт положительные рекомендации, смело идёт на новые сделки при условии их безопасности. Так, если в 2017 году на сервисах для с2с-торговли у продавца была в среднем одна сделка в месяц, то в 2020 году, по данным Data Insight, по мере роста доверия к таким платформам этот показатель вырос до 2,3.