Депутаты Псковского областного собрания поддержали инициативу коллег из Архангельска отложить введение новых положений Лесного кодекса РФ об условиях транспортировки древесины и продуктов её переработки, сообщает пресс-служба регионального парламента. Речь идёт о новом функционале системы ЛесЕГАИС: приложение по считыванию QR-кодов с информацией о грузоотправителях, грузополучателях и владельцах древесины оказалось "сырым", а лесопользователи не успели подготовиться к работе с новой системой.
С 1 января 2022 года вступили в силу положения Лесного кодекса, допускающие транспортировку древесины и продукции деревообработки только при условии формирования электронного сопроводительного документа: он может быть создан либо в государственном лесном реестре, либо с помощью специализированного программного обеспечения. Однако модернизация функционала единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), обеспечивающей работу с электронным сопроводительным документом, до сих пор не завершена, а тестирование приложения выявило множество проблем.
В Архангельском областном собрании депутатов отметили, что внедрение ЛесЕГАИС проходило в сжатые сроки, что, очевидно, отразилось на качестве программы: контракт на её модернизацию Рослесхозом был заключён только 15 ноября 2021 года. Бизнес-версия мобильного приложения ЛесЕГАИС была размещена Рослесхозом для открытого скачивания лишь 31 декабря 2021 года, то есть фактически у лесопользователей был один день на адаптацию к новому функционалу приложения.
Заместитель председателя Архангельского областного собрания депутатов Александр Дятлов пояснил, что все лесопользователи говорят о проблемах с внедрением электронного документооборота и у них много вопросов к разработчикам программы. "Уже сделано около 70 обновлений этого программного обеспечения, но трудностей меньше не становится", — отметил Дятлов.
Среди проблем называют длительное оформление сопроводительных документов, на что теперь тратится от 40 минут и больше, что задерживает вывозку древесины. Программа оказалась совершенно не готовой к работе с продукцией, поставляемой в контейнерах морскими судами, и не учитывает специфику работы с грузами в портах. У лесопромышленников возникли сложности с использованием ЛесЕГАИС при транспортировке заготовленной древесины водным путём (в одном плоту, сплавляемом по реке, могут быть разные партии леса для разных грузополучателей), при транспортировке леса железной дорогой на каждый вагон с сырьём приходится формировать отдельный сопроводительный документ. На работу приложения влияет неустойчивый приём сигнала связи в лесах, а чаще — его полное отсутствие. При этом официальные требования к гаджетам для работы с приложением не опубликованы до сих пор.
Читайте также:
Цены
На вес золота: изделия из древесины резко подорожали
Депутат Псковского областного собрания, председатель региональной Ассоциации лесопромышленников Геннадий Григорьев подтвердил, что приложение по считыванию QR-кодов с информацией о грузоотправителях, грузополучателях и владельцах древесины — "сырое". По его словам, проблемы с его применением возникают не только у лесопользователей, но и у проверяющих органов, поскольку они используют для этого личные мобильные устройства с разным программным обеспечением, а это влияет на корректное отображение информации.
При этом он согласился с тем, что в лесной отрасли нужно наводить порядок. "Я полностью поддерживаю новую систему учёта древесины, но лесопользователи оказались не готовы к её применению", — заявил псковский парламентарий.
Архангельское областное собрание депутатов намерено собрать предложения от регионов по совершенствованию нормативно-правовой базы применения ЛесЕГАИС и готовит обращение к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову.