Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом
Катастрофа не состоялась
На днях завершилась аварийно-спасательная операция по эвакуации из Арктики барж с нефтепродуктами, продолжавшаяся почти два месяца. В конце ноября прошлого года две баржи, на борту которых находилось 7 тыс. тонн дизтоплива и 170 тонн керосина, сели на мель близ острова Вайгач. Возникла угроза крупного разлива топлива в Карском море — корпуса обоих судов получили пробоины.
Морспасслужба России достойно справилась с вызовом. Её первое судно — "Бейсуг" — появилось в районе аварии уже через полчаса после получения сигнала бедствия. Далее к операции подключились спассуда "Сейвал", "Спасатель Карев" и "Ясный".
В результате сложного комплекса мероприятий, проходившего полярной ночью в тяжелейших погодных условиях, оба аварийных судна были сняты с мели и отбуксированы в Северодвинск. При этом благодаря грамотным, а подчас и самоотверженным действиям сотрудников Морспасслужбы экологической катастрофы, в Заполярье удалось избежать.
"Сибирь" стала в строй
На универсальном атомном ледоколе проекта 22220 "Сибирь" прошла торжественная церемония подъёма государственного флага России. Вскоре после этого новый атомоход отправился в Обскую губу с задачами по обеспечению навигации на Северном морском пути.
Это важное событие как для отечественного судостроения, так и для развития СМП. Новым атомоходам проекта предстоит сыграть важную роль в контексте организации круглогодичного движения по нашей арктической акватории. По мере вывода из эксплуатации нынешних атомоходов, в большинстве своём созданных ещё в советское время, именно судам данной серии предстоит осуществлять ледокольные проводки на Севморпути.
Напомним, строительство ледоколов проекта 22220 ведётся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Головное судно проекта, "Арктика", было сдано заказчику в 2020 году. На очереди — ледоколы "Урал", "Якутия" и "Чукотка".
Интернет и связь для северян
Правительство намерено обеспечить Дальний Восток и Арктику надёжной связью и качественным интернетом. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на правительственном совещании о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития России до 2030 года.
Для достижения этой важной цели будет принят ряд мер. Так, жителям регионов будет предоставлен субсидируемый доступ к спутниковым ресурсам, которыми располагают АО "Газпром космические системы" и ФГУП "Космическая связь". В ускоренном темпе будут создаваться новые спутниковые группировки связи — премьер поручил сделать это "не дожидаясь 2024 года".
В свою очередь, операторы, предоставляющие телекоммуникационные услуги в отдалённых местностях, получат льготы. Таким образом правительство рассчитывает привести связь в слабозаселённые районы, находящиеся вдали от крупных центров страны, в частности — на Крайнем Севере.
Оборудование для "Серной программы" прибыло на Таймыр
В Дудинский морской порт доставлена первая партия тяжёлого оборудования для строительства мощностей "Серной программы" компании "Норникель". Теплообменные аппараты массой порядка 200 тонн каждый были изготовлены по специальному заказу на тамбовском машиностроительном заводе "Комсомолец".
Аппараты прибыли в арктический регион через Санкт-Петербург. Именно там они были собраны, протестированы и погружены на судно ледового класса, пришедшее на Таймыр по СМП.
"Серная программа", реализуемая "Норникелем" на Надеждинском металлургическом и Медном заводах в рамках федерального проекта "Чистый воздух", призвана качественно улучшить экологическую обстановку в Норильском промышленном районе. Ожидается, что результатом программы станет снижение атмосферных выбросов диоксида серы в Норильске на 90% после 2025 года. Общая стоимость природоохранной инициативы "Норникеля" оценивается в более чем 300 млрд рублей.
На Севере — летать
Возможности системы ГЛОНАСС будут шире применяться малой авиацией Заполярья. Об этом договорились АО "ГЛОНАСС" и альянс "Аэрохимфлот", заключившие соглашение о сотрудничестве. Весь авиапарк альянса, оперирующий в АЗРФ, в ближайшей перспективе будет оснащён трекерами отечественной спутниковой системы навигации. Это позволит существенно повысить безопасность авиаперевозок в отдалённых местностях российской Арктики.
При этом интенсивность воздушного движения в высоких широтах России планово растёт. Росавиация приняла решение запустить в 2022 году целый ряд рейсов для Крайнего Севера. Многие из них были ранее прекращены из-за убыточности и теперь вновь возвращаются в расписания. Финансирование рейсов возьмут на себя федеральный и региональные бюджеты.
Один из таких возрождённых маршрутов соединит Северную столицу и Котлас — регулярные авиарейсы начнутся уже в феврале. Полёты будут выполняться два раза в неделю — по вторникам и пятницам. Отметим, что авиасообщение между Котласом и Санкт-Петербургом впервые было открыто в 2015 году и прекратилось два года спустя в связи с банкротством авиаперевозчика.