Вице–губернатор Анатолий Повелий рассказал депутатам ЗакСа, почему снег убирают плохо и как это исправить. Идею реформы чиновники обсуждают давно. Подход у них неоригинальный: корень зла — в конкурсах.
Из отчёта вице–губернатора депутаты узнали, что "губернатор принимает все промахи как личное горе". На качество уборки в городе повлияли "управляющие компании–монстры", которые не выполняют свои обязательства, и, разумеется, пандемия. Повелий вновь объяснил низкое качество уборки "лоскутным одеялом ведомственной принадлежности".
"Выходим из подъезда. Кусочек до тротуара — это зона ответственности управляющей компании. Сосульки, которые находятся выше, тоже, — рассказал вице–губернатор. — Дальше мы ступили на тротуар и пошли к контейнерной площадке. Это другая зона ответственности — внутриквартальная территория.
В шести районах за них отвечают муниципальные образования, которые нанимают подрядчиков, в остальных, как правило, жилкомсервисы, которым мы даём возможность заработать дополнительные деньги. Переходим на тротуар на улице. Это зона ответственности комитета по благоустройству…".
Поэтому в Смольном хотят создать единую структуру, ответственную за уборку внутридворовой территории. Для этого существующие районные жилищные агентства (РЖА) планируется преобразовать в бюджетные учреждения, которые и будут этим заниматься.
Много званых
Сейчас теоретически дворы убирают так: за участок, на котором стоит дом, отвечает управляющая компания. Остальная территория — районная администрация. Скверы и детские площадки — отдельно: или город, или муниципалы. Плюс есть ведомственные (школы, больницы) и частные (нежилые здания) территории, которые их собственники и пользователи должны очищать сами.
На практике районы (кроме пригородов, где за это отвечают муниципалы) проводят конкурсы, участвовать в которых из–за низкой стоимости контрактов никто не хочет. Поэтому участие навязывают ЖКС. Они же чистят и скверы с площадками. Точнее, должны чистить.
Дальше идёт традиционный список претензий к конкурсной системе: подрядчики плохо выполняют работы либо вообще не собираются их выполнять, надеясь, что зима будет бесснежной. Контракт с ними расторгнуть недолго, но факт расторжения не очистит двор сам по себе: нужно проводить новый конкурс, который снова ничем хорошим не закончится.
"В прошлом году конкурс на уборку половины дворов Кировского района выиграл ИП. Думал, наверное, кому–нибудь перепродать, но что–то и сам делал. Потом эти работы велели повесить на ЖКС", — говорит один из источников "ДП" на рынке.
По мысли чиновников, РЖА, наделённые деньгами и полномочиями, закупят технику, наймут дворников и будут делать всё сами, без всяких конкурсов. При этом в пример ставится Москва, где таким образом всё и организовано.
"Надо создавать условия, выплачивать достойную зарплату, предоставлять социальное жильё", —описал Анатолий Повелий тактику комплектования штатов.
Ранее на заседании рабочей группы ЗакСа главы Комблага Василий Пониделко и Жилкома Олег Зотов жаловались, что дворники получают всего лишь от 19 до 46 тыс. рублей. По оценкам последнего, городу не хватает порядка 10 тыс. таких специалистов. Теперь им хотят повысить зарплату а также, вспомнив советский опыт, предоставлять жилье: 2000 коек по цене около 6 тыс. рублей в месяц.
Муниципалам Анатолий Повелий посоветовал ответственней относиться к уборке своих территорий: "Чтобы не возникало поводов отобрать у вас это полномочие",— пояснил вице–губернатор.
Мимо пункта
Однако дворами дело не ограничится. Так, недавно, рассказывая о своих реформах (которые, по версии Смольного, разозлили любителей получать "нал" и спровоцировали их начать информационную атаку на губернатора), Александр Беглов сообщил о переменах на рынке уборки снега.
"Я запретил сбрасывать снег в наши реки и каналы. И мы перешли на другую оплату вывоза и уборки снега. Сколько снега привёз (на снегоплавильную станцию. — Ред.), столько тебе и заплатили. Стоят объёмники, потому что мало запретить, надо сделать систему, которая бы контролировалась. Теперь снег сбрасывать невыгодно. Ты можешь сбросить в реки, каналы, куда–то ещё отвезти, но ты за это деньги не получишь", — заявил губернатор.
В Комблаге "ДП" подтвердили, что оплата происходит по факту вывезенного снега, однако более подробных объяснений, кто и кому платит (Смольный генподрядчикам в рамках контрактов или генподрядчики субподрядчикам), оперативно дать не смогли. Один из собеседников "ДП" отметил, что такая система была введена Александром Бегловым ещё в первую зиму после его назначения, в 2018 – 2019 годах.
При этом, если говорить про частные компании, которые просто занимаются вывозом снега, то "Водоканалу" за утилизацию платят они. И если среди них есть недобросовестные, то им выгодно сбрасывать снег "налево". Вынудить отвезти снег куда–нибудь в лес могут и многочасовые очереди на снегоплавильные пункты.
По словам источника "ДП" в отрасли, образуются они зачастую из–за того, что в моменте до половины снегоплавилок могут не работать либо обслуживать только машины подрядчиков, с которыми у города заключены контракты на уборку улично–дорожной сети.
Столичные штучки
Последние годы участники рынка как раз обращали внимание на несовершенство петербургской системы оплаты работ по уборке улиц. За снежную или бесснежную зиму подрядчикам заплатят одинаково, если только не доказать через суд, что при первом варианте они потратят больше, чем предусмотрено контрактом. Другого выхода в рамках 44–ФЗ нет.
В качестве примера для подражания приводилась Москва, где уборкой заведует единственное ГБУ "Автомобильные дороги", которое перечисляет деньги дорожным предприятиям не по лимиту, а по фактически понесённым затратам. Это, в частности, позволяет подрядчикам в случае сильных снегопадов привлекать дополнительные силы и потом получать на них финансирование.
Летом 2020 года Комблаг опубликовал проект постановления, предусматривающий трансформацию государственных унитарных дорожных предприятий (ГУДП), которые сейчас и выигрывают конкурсы на уборку улиц, в государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Они должны стать ГБУ "Автомобильные дороги" с номерами от 1 до 4 (ГУДП "Центр" будет 1, ГУДП "Путь" — 2, ГУДП "Курортное" — 3 и ГУДП "Петродворцовое" — 4).
Однако позже появился проект постановления городского правительства, разработанный комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), предполагающий передачу ему функции содержания дорог от Комблага. В целом сейчас решается, кто будет собственником дорог в Петербурге.
"Он будет определять технические условия на подключения к ним, заниматься строительством дорожных объектов, он же будет отвечать за содержание и эксплуатацию. На базе какого комитета (появится такая структура. — Ред), пока не решено", — говорил в интервью "ДП" осенью 2021 года глава КРТИ Андрей Левакин.
“
Ещё в начале 2016 года, при губернаторе Георгии Полтавченко, я предлагал концепцию такой реформы. Суть — не обеспечение содержания территорий общего пользования, являющихся собственностью Петербурга, сторонними организациями, а непосредственное выполнение собственником земельных участков работ по надлежащему содержанию своего имущества с целевым финансированием. В каждом районе с советских времён сохранились организации, которые сейчас называются жилищными агентствами (РЖА), и до перехода на нормы ныне существующего жилищного законодательства, то есть до 2005 года, они и занимались уборкой территорий. Поэтому предложение возложить полномочия по уборке всех внутридворовых территорий на них логично. Надо предусмотреть им соответствующее финансирование, экономически обоснованное, с учётом площади всех земельных участков. Возможно, фиксированное, но при этом важно, что деньги должны выплачивать в зависимости от объёма выполненной работы, так сказать, организовать сдельную оплату труда. Тогда в снежную зиму все работы будут оплачиваться в полном объёме, в бесснежную получится экономия, запас на будущее. За качество уборки станет отвечать глава района, и он уже не сможет сказать, что это какой–то подрядчик плохо выполняет работу. Потому что РЖА — подведомственная ему структура.
Владислав Воронков
Гендиректор НП ПЖК "Межрегионразвитие"
“
Мы все забыли времена, когда город был маленький. В центре ведь отцы–командиры не зря делали так, что участковая колонна была 300–400 тыс. м2. Почему? Как раз для скорости. Эта колонна была оснащена тем же количеством техники, что и сейчас, когда ей нужно убирать уже более 1 млн м2. И колонн раньше было много, а сейчас всё укрупнили: где–то закатывается снег, где–то не успевают убрать. Хороший пример — Петроградская сторона. Раньше было целое предприятие на один район, после — одно мучение с Петроградкой.
Николай Страшнов
Бывший гендиректор ОАО "Коломяжское"
“
В большей части районов муниципалы убирают ЗНОПы местного значения, это пешеходные тропинки, небольшие скверы и частично детские площадки, если они не входят в состав земель общего пользования (их убирают районные подрядчики). И большая часть муниципалитетов справляется со своей задачей: подходы к детским площадкам обработаны, зоны отдыха очищены.Основной поток жалоб на уборку внутриквартальной территории Центрального района, где за неё отвечают администрация района и комитет по благоустройству.
Павел Кондрашов
замглавы МО "Ульянка"
В контексте
Антон Мухин
То, что в конечном счёте в снежном коллапсе виноваты конкурсная система и безответственные подрядчики, вообще не удивительно. И даже логично. Потому что конкурсы виноваты во всём: детей в школах кормят не пойми чем, сами эти школы строятся в три раза дольше положенного, потому что постоянно расторгают контракты и заключают заново. Если после ремонта фасада штукатурка не отвалится через полгода — считай, повезло.
На использование подрядчиком качественных материалов можно и не надеяться: он купит самое дешёвое. Странно было бы, если бы при этом система госзаказа не была виновата и в плохой уборке улиц тоже.
Отсюда логичный вывод: госзаказы — зло, от них надо уходить. Спасибо, в Москве придумали как: всё делаем самостоятельно, силами госучреждений или хотя бы принадлежащих городу АО.
Сначала петербургские чиновники долго и завистливо обсуждали, как ловко в Москве строят метро: отдали все деньги на много лет вперёд своей структуре, а она сама выбирает подрядчиков и сама с ними разбирается. Вот бы и нам так (хотя в Петербурге был всего один подрядчик — что с конкурсами, что без). Наконец сделали.
Потом стали присматриваться к уборке улиц: у нас закупки проводят заранее, когда ещё не известно, сколько снега выпадет, и денег всегда оказывается либо слишком много, либо слишком мало. А у них — прямое бюджетное финансирование, сколько вывез — столько и получил.
Теперь будем по–московски снег убирать во дворах. Следующее на очереди, видимо, обслуживание жилого фонда. Или детское питание. Или ещё что–нибудь.
И логика в этом, конечно, есть. Но возникает вопрос: если подрядчик плохо выполняет работы, то почему госструктура должна выполнять их хорошо?
В деле уборки снега, как и в организации салютов, в отличие от поставки компьютеров, есть специфическая особенность: нельзя проверить стоимость выполненных работ. Никто никогда не узнает, действительно ли фейерверк, взорвавшийся над Петропавловской крепостью, стоил столько, сколько написано в смете. И действительно ли дворник убирал вчера снег, если сегодня выпал новый.
Более того: сам факт существования этого дворника доказывается лишь его подписью в зарплатной ведомости. И с точки зрения обывателя, парящего над тротуаром, совершенно не важно, кто расписался в этой ведомости: директор компании–подрядчика или руководитель бюджетного учреждения.
Контролировать работу дворника могут сами собственники дома без всяких конкурсных процедур — через своё ТСЖ. Но запустить в городе процесс массового создания ТСЖ — это вам не РЖА в ГБУ переделать.