Увеличение числа торговых точек, расширение базы клиентов, Удобные способы приёма платежей, онлайн-решение всех вопросов — действительно ли банки знают, что нужно розничному бизнесу?
Прогрессивные представители банковской сферы уверены, что сегодня во многом консервативный подход отрасли играет против участников рынка. Клиенты, особенно из сферы розничного бизнеса, высоко адаптивны: в сложных ситуациях они меняют бизнес-модель или даже отрасль, находят новые ниши. Когда таким предпринимат елям нужны заёмные средства, они ждут от банка "экспресс-режима" и уверенности в одобрении. В реальности возникают сложности на этапе "учёта риск-факторов". По данным статистики Finalta by McKinsey, в нашей стране доля проникновения кредитов в сегмент малого бизнеса составляет порядка 3,3%, среднего — 14%.
Параллельно розничные компании вынуждены бороться со множеством вызовов. Кредиты на развитие бизнеса им нужны не только в патовых ситуациях, но и для выхода на более высокий уровень дохода, увеличения темпов развития.
Предпринимательская смекалка
Владелец пекарен "Сусеки" Андрей Ткаченко в своей бизнес-истории подтверждает статистику, которая гласит, что в среднем в России представители МСБ единовременно обращаются за займами в несколько банков. Здесь может быть несколько причин: от неуверенности в одобрении до отсутствия понимания ключевых преимуществ тех или иных финансовых организаций. Эксперты банков отмечают, что предприниматели часто не задают уточняющие вопросы по интересующим их продуктам и из-за этого не в полной мере могут оценить их выгоды. При этом банки, в зависимости от бизнес–задач, могут предлагать индивидуальные решения.
Андрей Ткаченко полагает, что подготовка подробного плана по созданию сети пекарен с расчётами, ключевыми показателями и этапами реализации проекта помогла ему получить кредит в Тинькофф Бизнесе всего через 2 дня после обращения.
На старте предприниматель понимал, что с помощью заёмных средств он может развиваться интенсивнее и быстрее открывать новые точки. При вложении собственных средств в размере 2,5 млн рублей затраты должны были окупиться через 15 месяцев и приносить доход порядка 6% ежемесячно. И лишь потом предприниматель мог бы себе позволить запуск второй пекарни. С кредитом срок между открытиями составил бы несколько месяцев — значит, доход увеличивался бы быстрее. Заёмные средства оказались "на руках", но возможности работать не было. Запуск первого заведения уже приближался, но в конце марта 2020-го в Москве был объявлен локдаун — реализацию мечты пришлось отложить.
В этой непростой ситуации нашлось нестандартное решение: открыть пекарню на территории храма. Локация предполагала неплохой трафик, но главное — была возможность осуществлять деятельность с соблюдением условий самоизоляции. Идея себя оправдала: с апреля по сентябрь проект принёс 910 тыс. рублей чистой прибыли. Однако это был лишь переходный этап. Затем Андрей Ткаченко вернулся к исходной идее пекарен «Сусеки»: на сентябрь 2021 года он открыл три точки, общий оборот которых составляет 2,5 млн рублей в месяц. За это время предприниматель стал активно использовать и другие продукты Тинькофф Бизнеса, определив оптимальный для себя "пакет": расчётный счёт, зарплатный проект, бизнес-карты, торговый и интернет-эквайринг.
Этот кейс отражает актуальный тренд в банковской сфере — работа финансовой организации по принципу "одного окна" , благодаря которому клиент может закрыть все свои вопросы в одном месте.
Цифровизация в рознице
Современный качественный сервис предполагает встречу с клиентом на его территории в удобное для него время. Цифровизация определённо повышает оперативность взаимодействия. В Тинькофф Бизнесе нам рассказали, что сегодня оформить кредит для развития компании можно полностью онлайн — пакет документов на подпись сотрудник банка привезёт клиенту домой или в офис. Одним из ключевых преимуществ сервиса является возможность получения предварительного решения по кредиту без счёта — нужно лишь загрузить выписку из расчётного банка. Ответ поступит в течение одного дня.
Впрочем, для развития розничному бизнесу сегодня нужны не только кредиты. С июля 2021 года в b2c-сегменте для большинства компаний стало обязательным применение онлайн-касс, которые передают информацию в налоговую службу. Что определено 54-ФЗ. При этом для работы их необязательно покупать — например, Тинькофф Бизнес предоставляет услугу аренды. Другой вариант — приобретение кассы в рассрочку. В зависимости от потребностей бизнеса можно выбрать наиболее подходящий способ получения онлайн-кассы.
Ну и, конечно, розничным компаниям, которые работают офлайн, сложно обойтись без торгового эквайринга. По данным последних исследований, порядка 30% россиян отказались от использования наличных — и количество таких клиентов будет только расти, говорят эксперты. Торговый эквайринг позволяет принимать оплату по пластиковым картам и смарт-устройствам. Одно из главных преимуществ сервиса — сокращение времени обслуживания клиентов и повышение среднего чека. Покупатели ценят удобство, а компании — скорость обработки транзакций, и это подтверждает следующий кейс.
Быстрее курьера
Онлайн–агрегатор фермерских продуктов «Ешь деревенское» столкнулся в своей деятельности сразу с несколькими проблемами. Компания предлагает клиентам два варианта оплаты: на сайте и при доставке. По данным сервиса, порядка 40% клиентов выбирают второй способ, и абсолютное большинство использует карты. Сегодня курьеры принимают деньги через терминал с помощью торгового эквайринга от Тинькофф Бизнеса. Однако к этому решению компания пришла путём проб и ошибок.
Сервис столкнулся с проблемой своевременного и корректного получения информации о статусе оплаты заказа. Отчёты курьеров раз в день после смены не позволяли корректно рассчитывать выплаты. К тому же при оплате картой на сайте в день доставки компания не могла сразу подтвердить клиенту, что средства от него получены — это грозило репутационными рисками и негативом со стороны потребителя. И если сам статус заказа курьер мог сообщить в мессенджере, то деньги всё равно поступали в кассу на следующий день.
В 2018 году компания начала работать с Тинькофф Бизнесом по торговому эквайрингу на индивидуальных условиях. Банк предложил переводить оплату за заказы раз в час при стандарте один раз в день. Благодаря этому сервис решил проблему оперативного получения информации об оплатах, а также смог избежать кассовых разрывов.
Система работает автоматически, что экономит время сотрудников, которое раньше приходилось тратить на отчёты. И главное — процесс обработки поступлений от клиентов теперь занимает всего минуту. Риски нивелированы.
Тинькофф Бизнес предоставляет возможность подключения торгового эквайринга даже при обороте бизнеса около 5 тыс. рублей в месяц, а терминал в аренду предприниматель получает бесплатно. Таким образом, сервис позволяет розничному бизнесу концентрироваться на ключевых задачах и не терять время и деньги.