Торговые сети всё чаще стали открывать магазины малых и сверхмалых форматов. В Пулково появился "Магнит Сити", по городу запустили несколько тестовых точек "Перекрёсток Джем". В Москве открылся первый "Дикси Go" и развивается "Пятёрочка #Налету". Вероятно, вскоре они тоже доберутся до берегов Невы.
Параллельно с развитием малоформатных магазинов продолжают набирать популярность вендинги. Например, "ВкусВилл" уже установил 420 вендинговых автоматов в Москве, Петербурге и Казани. Место для них находится не только в торговых центрах, но и в учебных корпусах, спортзалах, на вокзалах и даже в парадных жилых домов. Кроме того, всё чаще крупные ретейлеры устанавливают вендинговые автоматы и магазины малого формата в крупных офисах.
В пресс–службе "Магнита" рассказали, что сегодня существует устойчивый тренд на ассортимент ready to eat (еды, готовой к употреблению) и eat&go (продукции для перекуса на ходу). Именно на него ориентированы точки "Магнит Сити" и киоски "Магнит Go" ультрамалого формата. В основе ассортимента — выпечка, которую готовят прямо в магазине, кофе и чай "с собой", снеки, фрукты, молочные продукты, мороженое, напитки. Открытые ранее объекты демонстрируют хороший отклик за счёт легкодоступности для покупателей и устойчивого спроса.
По мнению управляющего партнёра консалтинговой компании Retail4You Сергея Лищука, появление таких "коротких" магазинов — это проявление мощной тенденции по трансформации ретейла. Фактически для больших покупок он окончательно уходит в онлайн, оставляя в офлайне только шопинг для удовольствия. Анализ первых результатов работы "Пятёрочки #Налету" или "Дикси Go" показывает, что супермини–формат вполне успешен.
"Если такие точки добавят онлайн–заказы и доставку, то рождается новый и чудовищно привлекательный формат, который поменяет розничный ландшафт на всей территории России. Судите сами — утром, когда едете на работу, вы делаете заказ обычных товаров, а вечером забираете его из магазина, который находится у вас рядом с подъездом", — подчёркивает Лищук.
Если ещё несколько лет назад были популярны гипермаркеты, то сейчас их заменяет онлайн–торговля. А традиционные магазины у дома дополняются ещё более малыми форматами. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская отмечает, что на активизацию этого тренда повлиял дефицит торговых площадей, а также мультиформатная стратегия развития, позволяющая более гибко подходить к выбору локации.
"Небольшие форматы уже доказали свою эффективность. Основа их товарной матрицы — товары импульсного спроса. При этом торговая наценка более высокая, что позволяет быстро выйти на окупаемость", — отмечает Синявская.