В прошлом году девелоперы продали на 14,5% меньше петербургских квартир, чем в 2020–м. но заработали при этом на 13,8% больше — 437 млрд рублей.
Такие данные приведены в исследовании портала Urbanus.ru. Больше всех в Петербурге, как и прежде, заработала Setl Group — 106,68 млрд рублей. Более половины этой суммы обеспечили два проекта — "Солнечный город" (29,07 млрд рублей) и "Чистое небо" (30,98 млрд). Весомый вклад внесли и другие "тысячники" — жилой комплекс "Зелёный квартал" на юге города (12,21 млрд) и ЖК "Панорама парк Сосновка" в Выборгском районе (8,5 млрд).
На втором месте "Группа ЛСР", которая заработала в Петербурге почти 50 млрд рублей. Главный генератор выручки — жилой массив "Цивилизация". За год здесь было продано 1,5 тыс. лотов на 13,54 млрд рублей. Ещё 11,17 млрд в копилку группе Андрея Молчанова принёс ЖК "Цветной город". В премиальном ЖК Neva Haus на Петровском острове, по данным Urbanus.ru, было продано 88 квартир на 4,08 млрд рублей.
Группа "ЦДС" и компания "Главстрой СПб" продали жилья почти на 20 млрд рублей каждая. У "Главстроя" всего два проекта, которые генерируют выручку: ЖК "Северная долина" (11,71 млрд рублей) и ЖК "Юнтолово" (8,28 млрд рублей).
У ЦДС жилых комплексов больше. При этом самый удачный проект группы — ЖК "ЦДС Чёрная речка" заработал в 2021 году 8,02 млрд рублей (643 квартиры). В ЖК "Приневский" за год заключено 996 договоров долевого участия на 4,76 млрд рублей.
Продолжает терять позиции группа "Эталон". За прошлый год компания в Северной столице заработала 17,9 млрд рублей. Как и в позапрошлом году, в топ по продажам вошла группа "Аквилон" (17 млрд рублей). Этому во многом способствовал выход на рынок ЖК "Аквилон Zalive", который принёс застройщику 4,25 млрд рублей.
"РосСтройИнвест" за год увеличил выручку в 2,5 раза — до 15,73 млрд рублей. В первой десятке закрепились и выходцы из столицы — группа "Самолёт" (10,1 млрд рублей) и ГК "ПИК" (9,75 млрд). Замыкает топ–10 группа RBI. Больше половины из 9,38 млрд рублей её годовой выручки связано с реализацией жилья в ЖК Ultra City. Первая десятка девелоперов "замкнула" на себя 63% суммарного заработка отрасли.
Помимо участников топ–10 ещё 12 игроков на петербургском рынке закончили год более чем с 5–миллиардной выручкой, отмечается в исследовании. Этот эшелон делится на две равные по численности группы: компании, выручившие по 8–9 млрд рублей (КВС, "Полис групп", "ЛенСтройТрест", "Лидер групп", Legenda Intelligent Development, "Евроинвест Девелопмент"), и компании, набравшие по 6–7 млрд ("Арсенал Недвижимость", "Охта Групп", ПСК, ЮИТ, "Л1", "Строительный трест").
"Вместе 22 крупных и сверхкрупных застройщика аккумулировали пять шестых всей финансовой массы на городском рынке", — говорится в исследовании Urbanus.ru.
В целом девелоперы остались довольны итогами года. Президент группы "Эталон" Геннадий Щербина отметил, что большая часть продаж в 2021 году (около 30%) состоялась в IV квартале, а средняя стоимость жилой недвижимости в портфеле группы к концу года выросла на 36%, до 261 тыс. рублей за 1 м2. "В 2022 году компания собирается запустить в продажу в 3 раза больше площадей, чем в 2021–м", — рассказал он.
Генеральный директор "Группы ЛСР" Андрей Молчанов заявил, что доволен результатами, достигнутыми в минувшем году, выделив среди прочего качественное пополнение земельного банка и значительное увеличение доли продаж застройщика в бизнес– и элитном сегменте жилой недвижимости.
Как говорит исполнительный директор группы "Аквилон" Андрей Вересов, прошлый год, несмотря на ужесточение условий льготной ипотеки, был успешен как для рынка в целом, так и для каждого девелопера в отдельности.
"Выручка у нашей группы выросла на 25%. С переходом на эскроу–счета дольщики получили дополнительную гарантию надёжности в случае проблем у застройщика. Кроме того, сам процесс покупки упростился и ускорился. Но есть и минусы — растущая себестоимость проектов, реализуемых с привлечением проектного финансирования", — подчёркивает он.
По мнению Сергея Терентьева, директора департамента недвижимости группы "ЦДС", наступивший год будет годом усилившейся конкуренции — выиграют те компании, которые смогут предложить покупателям качественный и удобный продукт.
"Конкуренция будет стимулировать развитие как самих проектов, так и благоустройства новых кварталов. Особенно это касается новых территорий застройки, удалённых от города или ближайшей станции метро. В таком случае комплексное благоустройство и развитие досуговой составляющей (помимо необходимой социнфраструктуры) выступает своего рода компенсацией расположения", — уверен коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.