Омикрон окончательно похоронил надежды петербургского бизнеса и остальных горожан на избавление от QR-кодов, а новые "детские" запреты прошлись катком ещё по нескольким отраслям. Предприниматели упрекают Смольный в непоследовательности, а эксперты предупреждают о росте социального напряжения.
Заболеваемость в Петербурге на уходящей неделе достигла 10 тыс. случаев в сутки и устремилась к новым антирекордам. Власти города, которые ещё недавно рассматривали вопрос об отмене QR-кодов, решительно отказались от своих намерений и перешли в режим ужесточения ограничений. С 28 января в Петербурге под запретом оказался фактически весь детский досуг.
Предприниматели отреагировали не сразу, но весьма эмоционально. Сеть кинотеатров "Мираж Синема" и Ассоциация владельцев кинотеатров назвали новые ограничения "странными" и "социально опасными". Участники индустрии задались вопросом, почему власти города запретили посещать учреждения культуры, притом что дети продолжат ходить в школы и смогут спокойно посещать магазины и кафе.
"Целых две недели, с 28 января по 13 февраля, детям запрещено культурно и физически развиваться. При этом перспектива сохранения здоровья крайне сомнительна", — возмутились представители кинотеатров.
Ещё один комментарий к постановлению Смольного поступил из сети семейных парков Joki Joya. В компании отметили, что под ограничения постоянно попадают одни и те же сферы бизнеса.
"В Петербурге нас закрывают уже в пятый раз. За 2020 и 2021 год мы были закрыты в сумме 11 месяцев", — отмечают в Joki Joya.
Речь идёт уже не о прибыли и бизнесе, а о тысячах предприятий и десятках тысяч сотрудников и их близких, которые могут остаться без работы и средств к существованию, предупреждают бизнесмены.
"Эксклюзивная" ситуация
В Петербурге сложилась "эксклюзивная" ситуация, когда бизнес может находиться сразу под несколькими видами ограничений.
"В кино и театрах действуют QR-коды, ограничения по посадке (разрешено заполнять зал не более чем на 75%), у кинотеатров к тому же есть ограничения работы до 23:00 и теперь к нам не могут ходить дети. Четыре вида ограничений одновременно!" — рассказала "ДП" директор по маркетингу "Мираж Синема" Ирина Корнева.
Бизнес призывает власти Санкт-Петербурга обратить внимание на опыт Москвы. "Там и с коронавирусом активно борются, и при этом целые отрасли не закрывают", — говорится в обращении Joki Joya.
В Москве нет ограничений по QR-кодам в кинотеатры, подтвердила представитель "Мираж Синема". Альтернативные решения нашли и в других городах. В Екатеринбурге QR-коды ввели, но отменили через какое-то время.
А в Нижнем Новгороде, по словам Ирины Корневой, кинотеатрам предложили выбирать между ограничениями по рассадке в зале и QR-кодами. Местный бизнес смог оценить собственные ресурсы и просчитать экономическую эффективность, чтобы сделать выбор.
"К нам отношение такое, как будто самые страшные вирусы почему-то поселились именно в заведениях культуры, с точки зрения правительства Петербурга", — констатирует директор по маркетингу сети кинотеатров.
Нет времени на манёвры
По результатам опросов, предприниматели не только в России, но и во всём мире, чувствуют себя исключенными из процесса принятия решений, рассказала "ДП" декан Школы экономики и менеджмента, заведующая Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ Елена Шакина.
"У них нет времени подготовиться. Приходится постоянно находиться в напряжении и ждать, что произойдёт, и надеяться, что они смогут среагировать по факту", — объясняет эксперт.
Массовые банкротства — это слишком пессимистичный сценарий, так как бизнес давно перестроился, считает Елена Шакина. Тем не менее, каждые последующие ограничения воспринимаются всё более болезненно.
Ждать ли новых ограничений
С 2019 года количества банкротств в России стало меньше и на рынке остались наиболее сильные игроки, которые сохраняют свои позиции, отмечает и Павел Сигал, первый вице-президент "Опоры России".
По его мнению, большинство компаний так или иначе понимают, что в нынешнее время введение локдауна можно ждать когда угодно. Однако пока эксперт не видит предпосылок для новых ограничительных мер.
С ним согласен и управляющий партнёр коммуникационного агентства Svoboda Марк Шерман.
"Пока ничто не говорит о том, что будет новый локдаун, несмотря на большое число заражений. Бизнес адаптировался к ограничениям ещё во время прошлых волн коронавируса. Пандемия наиболее губительна для отраслей, которые требуют личного присутствия типа форумов, ивент-индустрии и так далее. Есть ощущение, что самое тяжелое для адаптации бизнеса время уже позади, и те, кто сумел адаптироваться, выжили", — отмечает Шерман.
Несмотря на "энергичные" действия правительства города, не ожидают ещё большего ужесточения антиковидных мер в киноиндустрии.
"Мы не готовимся ни к каким негативным сценариям. И со своей стороны много делаем, чтобы такой сценарий не наступил", — сообщила Ирина Корнева.
Главным фактором для Смольного в принятии дальнейших решений будет возможное социальное напряжение, связанное с тем, что люди могут потерять рабочие места, полагает Елена Шакина. Если будут страдать целые отрасли, это отразится на социальном состоянии города, чего нельзя допускать.
Отмена QR-кодов как поддержка
Самую большую долю в платежах такого вида бизнеса составляют аренда, налоги и зарплата. Если встанет процесс выплаты заработной платы, это приведёт к социальному напряжению, отмечает эксперт НИУ ВШЭ. Помочь могли бы беспроцентные кредиты, чтобы предприниматели могли вовремя выполнить свои обязательства.
"Можно предложить бизнесу, который в наибольшей степени пострадал, налоговые каникулы. Это было бы правильно. У государства все-таки резервов больше, чем у малого бизнеса. Очевидно, что надо в первую очередь подумать о сферах и предприятиях, где резервов крайне мало", — отмечает эксперт.
Она полагает, что у Петербурга есть большая доля расходов, которые можно приостановить или сократить, и это прямо не отразится на жизни горожан. Северная столица, в отличие от многих регионов, может себе позволить некоторые отклонения и в доходной части бюджета.
Госорганы могли бы помочь и в урегулировании отношений с арендодателями, например, дать им гарантии отложенной оплаты, добавляет Елена Шакина.
В этом и в прошлом году кинотеатры не получали никакой помощи от государства, рассказала "ДП" Ирина Корнева. Более того, в ноябре 2021 года Смольный оказал киноиндустрии медвежью услугу, внезапно изменив начало действия QR-кодов с 15 ноября на 8-е.
"Зрители нам не верили и говорили, что это мы придумали. Кричали на наших контролёров, прорывались в залы. Пару раз пришлось вызывать полицию", — рассказывает директор по маркетингу "Мираж Синема".
С появлением QR-кодов кинотеатры показали падение на 70%. А январе 2022-го отработали на 39% ниже относительно доковидного 2019 года. На этом фоне Смольный разрешил увеличить заполняемость залов с 50% до 75%.
"Волна негатива по поводу QR-кодов начала постепенно сходить. И вот на тебе, здравствуйте, детям нельзя к нам ходить. Почему? Чем мы страшнее, чем кафе?" — недоумевают в киноиндустрии.
Представители бизнеса называют отмену QR-кодов одним из главных видов поддержки, который хотели бы получить от городских властей. В отличие от Смольного предприниматели не видят в них гарантии безопасности, отмечая, что и человек с кодом может заболеть и заразить других людей.
Главное же пожелание петербургского бизнеса к властям — чтобы их решения были взвешенными и обоснованными.
"А пока получается, тут мы боремся с ковидом, а тут мы не боремся с ковидом. Тут ковид страшный, а тут — белый и пушистый. Это выглядит как-то так", — резюмируют предприниматели.