Политический цикл следующего сезона в Санкт-Петербурге, может быть, представляется не столь конкретным, как был сезон 2021 года, но в итоге может оказаться не менее интересным.
Нужно оговориться, речь пойдет о сценарии без международного форс-мажора. Без глобального экономического кризиса или войны в приграничных областях. Конечно, любой из таких вариантов поставит всю политическую систему страны и города в новое состояние, требующее как новых методов управления, так и новых кадровых решений. Да, кризис на Востоке Украины разрастается каждый день. И многим кажется, что запланированная провокация со стороны ВСУ во время Олимпиады в Пекине (как это было в 2008 году в Южной Осетии, или 2014 году на Майдане) уже неминуема, но сейчас этот сценарий мы рассматривать не станем. За этой гранью стоит столько неизвестных и неопределяемых на данный момент факторов, что подобное проектирование из сегодняшнего дня ещё хуже, чем гадание на кофейной гуще.
Будем говорить о будущем, как о продолженном настоящем.
Начнем с очевидного. Пока в Петербурге не запланировано ни одного избирательного события, и, казалось бы, Городская избирательная комиссия может расслабиться. Но, во-первых, это еще не факт. А во-вторых, политическая жизнь не сводится к одним лишь только выборам.
Начнем с последнего тезиса.
Город не живет в отрыве от политических процессов страны. И мы гарантировано увидим их отражение в нашей реальности.
Начнем с федерального масштаба.
Страна всё активнее входит в повестку главных выборов 2024 года, а это значит соответствующую донастройку высшего эшелона государственного управления, а также форматирование партийного пространства.
Всё это прямым образом имеет отношение и к петербургской политике.
Призыв кадров из города на Неве в структуры вертикали власти – дело обыденное. Каждый год мы видим назначения в рамках исполнительной или законодательной составляющих.
В начале года пройдет послание президента Федеральному собранию. Это традиционный момент подведения очередных итогов и выставления новых задач на будущее, сопровождающийся кадровыми решениями. Про возможные изменения в правительстве и подведомственных структурах говорят уже давно. В качестве возможных претендентов под ротацию называю и финансовый блок, и силовой блок, и блок ответственный за региональную политику и еще много кого. Гарантированно заканчивается срок полномочий у председателя Центробанка Эльвиры Набиулиной, так что её уход может стать триггером для запуска кадровых решений в соответствующем направлении. Так же и в других случаях, менее очевидных, но не менее реальных.
Петербургский призыв при таких сценариях может дать цепочки новых изменений в структуре городского управления, формирование новых «петербургских» коалиций в верхних этажах российской власти.
Партийная тематика также никуда не уходит из актуальности. Прошедшие выборы в Государственную Думу открывают окно возможностей для пререформатирования политической палитры. Явный кризис с ЛДПР, и обозначившиеся проблемы власти в отношениях с КПРФ, ставят вопрос о будущем этих проектов.
Высока вероятность реализации проекта партийного укрупнения. Одна крупная партия правого центра (предположим, вливание ЛДПР в Единую Россию, а также присоединения к ним ряда более мелких брендов). Одна крупная партия левого центра (Справедливая Россия – За правду, КПРФ и иже с ними). Одна либеральная партия (Новые люди, Партия Роста, Гражданская платформа и, возможно, Яблоко). В остатке какие-нибудь маргиналы из ультра-правых, ультра-левых и экологистов (европейских Зелёных у нас не получится).
Перестройка всей партийной архитектуры будет гарантированно в ближайшее время, и 2022 год удачный момент, чтобы её начать. Как раз всё устоится к старту выборного процесса 2024 года с понятной партийной архитектурой.
Такие изменения реально коснутся и петербургского политического пространства. Это и изменения во фракционном делении Законодательного собрания, и формирование новых региональных партийных органов. Соответствующие кадровые решения, интриги, надежды и разочарования.
Влияние на процессы в городе могут оказать и избирательные события в соседних регионах. В СЗФО в 2022 году планово должны состояться выборы глав трёх субъектов. Это Новгородская и Калининградская области, а также Республика Карелия. Пока что на второй срок идут все три нынешних руководителя. Но впереди еще время весенних отставок – назначений, так что подождем. Да и вариантов может оказаться больше чем обозначенные три. Переход на работу из Петербурга в другие регионы представители нашей элиты имеют, так что этот трек тоже не нужно выпускать из виду.
В целом, даже без внешнего воздействия, можно предположить, что в 2022 году в городе практически гарантированно будут политические кадровые решения.
Так было в 2019, 2020, 2021 – почему же следующий должен стать исключением?
Но и без персональных перестановок нынешним городским властям будет чем заняться в новом году. Гарантированные важные политические решения – это принятие Генерального плана Санкт-Петербурга, и приведение регионального законодательства в соответствие с новыми федеральными нормами, после принятия нового закона о Публичной власти и о развитии местного самоуправления. Данные процессы без сомнения дадут богатую пищу для общественных дискуссий, информационных волн и политических баталий.
Муниципальная реформа теперь переходит из разряда сугубо местной проблемы на общефедеральный уровень.
Тема изменения структуры и полномочий органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге была вброшена общественную дискуссию еще во время избирательной кампании в ЗакС кандидатами от партии «Новые люди». Выборы закончились, занавес опустился, но тема не сошла с политических подмостков.
Претензии к нынешнему формату местного самоуправления высказываются с разных сторон. Его изменение – вполне возможный ход после почти четверти века его существования в нынешнем виде.
Не будем сейчас касаться вопросов, как, кого и с кем можно было бы объединить в рамках новой структуры МСУ. Какие полномочия новым органам оставит, какие добавить, а какие отобрать, будет решено в соответствие с федеральными рамками закона. Такую реформу, для городов федерального подчинения, гарантировано должны будут откатать на Москве, где муниципальные выборы планово должны пройти осенью 2022 года. Петербург может подождать изменений в московское законодательство, а потом, взяв их за основу, переработать собственое.
Чтобы всё состоялось нужно очень оперативно готовить и принимать решения. Вносить изменения в Устав Санкт-Петербурга, менять в соответствие с этим ещё ряд других региональных законов, формировать новые структуры местного самоуправления, объявлять для них процедуру выборов депутатов.
При этом жесткой необходимости успевать к Единому дню голосования – второму воскресенью сентября – нет. Ничего не мешает субъектам федерации проводить досрочные выборы в органы муниципальной власти и в другие даты, при роспуске ныне действующих органов МСУ. Так что было бы желание и политическая воля, а результат вполне достижим.
Если данный сценарий реализуется – то город получит реальный открытый политический процесс с участием, как актуализированных партийных проектов, так и местных лидеров общественного мнения. А по его итогам будет новая политическая суперпозиция с муниципальным фильтром, подготовленным к будущим выборам губернатора. Но это уже не в 2022 году…