На фоне непростой ситуации с пандемией некоторые не менее опасные для жизни заболевания автоматически отошли на второй план. В то же время, например, проблемы с сердечно-сосудистой системой являются самой частой причиной смерти во всём мире. О том, как повысить продолжительность жизни и модернизировать процесс оказания скорой помощи, "ДП" рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.
В последние годы в медицине активно внедряются современные технологии. В США и европейских странах растёт интерес со стороны инвесторов к цифровому здравоохранению. Россия также подхватила эту тенденцию, но всё же ещё находится только в начале пути. Так или иначе, большая часть разработок в части применения искусственного интеллекта в медицине сейчас связана с анализом томограмм лёгких при диагностике ковида, а также с распознаванием речи и оценкой полученной информации при обращении граждан на телефоны экстренных служб.
Последние данные особенно важны в тех случаях, когда любое промедление при фиксации вызовов и оказании первой помощи могут стоить жизни. Например, при внебольничной остановке сердца. Сегодня мало кто об этом говорит, но от данного недуга в России ежегодно умирают около 250 тыс. человек, и время здесь является самым главным врагом. По статистике, с каждой минутой без реанимационных процедур вероятность выжить уменьшается на 10%.
Принимая во внимание всю серьёзность этой проблемы, датские учёные разработали систему по распознаванию внебольничной остановки сердца, основанную на анализе данных разговоров диспетчеров.
"В результате проведённого в Копенгагене исследования в 2014 году было выявлено, что из 108 607 звонков в скорую помощь 918 оказались по случаю внезапной остановки сердца. Операторы определили 665 случаев (72,4%), в то время как программа — 772 (84,1%) и в среднем на 10 секунд быстрее", — привёл пример Дмитрий Давыдов.
По его словам, благодаря технологиям, которые распознают не только слова, но и голос, и фоновые звуки, а также фильтруют посторонние шумы, диспетчеры получают правильные сигналы о случае остановки сердца быстрее и чаще, чем без такой помощи. Тогда оператор просит звонящего незамедлительно начать сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР) и остаётся с ним на связи до приезда скорой помощи. К слову, раннее начало СЛР (в первые 2 минуты), которое подразумевает, в том числе, закрытый массаж сердца, позволяет вернуть к жизни до 50% больных.
На данный момент такая система искусственного интеллекта внедрена в службу экстренных вызовов Дании. Кроме того, подобную практику собираются применять в работе Европейской ассоциации номеров экстренных служб в Италии и Франции. Похожие программы тестируются в Австралии службой скорой помощи штата Виктория совместно с Университетом Монаша.
"В России также можно внедрить аналогичную схему работы. Это увеличит количество проводимых лечебных или реанимационных процедур до приезда скорой помощи, а значит, увеличит шансы на выживаемость. К тому же в нашей стране уже есть успешный опыт интеграции искусственного интеллекта в деятельность скорой помощи. Например, в Москве используется программа, которая на основании обработки входящих данных определяет, является вызов экстренным или неотложным. Финансирование предлагаемого нами решения можно осуществить в рамках федерального проекта "Искусственный Интеллект", разработанного в целях реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года", — отметил Дмитрий Давыдов.
Поддержка этой идеи на государственном уровне даст возможность реализовать по-настоящему инновационную разработку, эффективность которой была доказана на деле в разных странах, и, в результате спасти жизни тысячам россиян.