Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отказал в иске ООО "Газпром газомоторное топливо" о взыскании 270 млн рублей аванса и неустойки с ПАО "Кировский завод" Георгия Семененко (№ 47 в рейтинге миллиардеров ДП — 2021).
Поводом для спора стали автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), не построенные в срок.
Основанием для иска — договор поручительства, заключённый с "Кировским заводом". Третьим лицом по делу привлекли "дочку" холдинга ООО "Кировский завод газовые технологии", непосредственно выполнявшую заказ.
Как следует из материалов дела, "Газпром газомоторное топливо" (ГМТ) и "Кировский завод газовые технологии" (КЗГТ) в 2015–2016 гг заключили договоры на строительство четырёх АГНКС: в Каменск-Шахтинском Ростовской области, Виллози и Пикалёво Ленинградской области, а также в Нариманове Астраханской области.
Согласно договору, КЗГТ должен был провести изыскательские работы, спроектировать, построить и передать заправки ГМТ вместе с земельными участками. Интересно, что у заказчика не было участков в собственности, и, как следует из опубликованных материалов дела, проблема оформления земель и стала основной причиной срыва сроков сдачи.
По мнению истца, по всем договорам сроки исполнения обязательств были нарушены, ГМТ разорвал их в одностороннем порядке, потребовав вернуть авансы. К тому времени объекты находились в разной степени готовности. Возник вопрос о степени их достройки, а также о том, можно ли назвать перечисленные "Газпромом" средства авансами, раз их уже потратили на создание объектов. Суд пришёл к выводу, что в данном случае возврат авансов противоречит ст. 715 ГК РФ, поскольку КЗГТ несёт убытки, если не будет решена судьба незавершённого им строительства.
Отметим, что исполнителя этих договоров — КЗГТ — уже фактически не существует. Как писал ДП, в прошлом году суд признал компанию банкротом и ввёл в её отношении конкурсное производство. Как пояснял руководитель "Кировского завода" Георгий Семененко, холдинг разочаровался в этом направлении бизнеса. Основной причиной ликвидации он назвал то, что планы властей Санкт-Петербурга и Газпрома по переводу транспорта на газ сильно отстают от реальности.
"Предполагалось, что темпы газификации транспорта и строительства инфраструктуры будут выше", — говорил Семененко. До этого из совладельцев КЗГТ вышел второй бенефициар — бывший директор "Сбербанк лизинга" Дмитрий Ерошок.