Петербургская транспортная компания (ПТК) пришла на рынок городских автобусных перевозок благодаря реформе 2006–го, а в реформу 2022 года с ним прощается. Событие ожидаемое, но от этого не менее символичное: уходит один из трёх столпов отрасли.
С 27 января 2022 года новым единоличным собственником ПТК, которая была подконтрольна супругам Андрею и Ольге Голубевым, является Кирилл Дьяковский. Он же владелец другого крупного петербургского перевозчика — АО "Третий парк". Соответствующие изменения зафиксированы в ЕГРЮЛ, да и сами компании не отрицают сделку, но подробности озвучивать не хотят. О самом факте смены собственника "ДП" сообщал в понедельник, 7 февраля.
Секрет Полишинеля
ПТК (8,4% всех автобусов города) вместе с "Третьим парком" (24,2%) и "Питеравто" (23,2%) традиционно входила в тройку крупнейших компаний Петербурга, занимающихся пассажирскими перевозками. Появившись в 2005 году как дочерняя структура ЗАО "Петербургская топливная компания", ПТК в том же году обзавелась подвижным составом и начала работать на ряде коммерческих маршрутов. Основной заход на рынок пришёлся на 2006 год, когда в городе проходила реформа транспортной модели обслуживания: ПТК выиграла все восемь лотов, в которых участвовала, и получила 35 маршрутов. После 2010 года компания потеряла 50% своих объёмов перевозок и фактически стала средним игроком на рынке, говорят эксперты. Однако "большую тройку" частных перевозчиков она покинула только в 2021 году: ПТК не выиграла ни одного аукциона в рамках готовящейся транспортной реформы, да и участвовала только в одном из 20.
После этого вопрос продажи компании казался решённым, особенно на фоне предшествующей продажи сети АЗС "Петербургская топливная компания" в 2019 году "Роснефти", ключевого бизнеса семьи Голубевых. Поскольку место ПТК в "большой тройке" заняла московская компания "Домтрансавто" (подконтрольная столичной ГК "Ранд–Транс", которая может иметь отношение к бизнесу сына главы МВД Владимира Колокольцева Александра), некоторые полагали, что ПТК попадёт именно под столичное крыло. В "Домтрансавто" эту информацию "ДП" опровергали.
"Для перевозчиков не стало новостью, что ПТК купит именно “Третий парк”. Это секрет Полишинеля. Сразу так предполагалось. Люди в ПТК — не последние в транспортном бизнесе. Им проще договориться со своими, чем пускать москвичей. Да и с уверенностью можно сказать, что они не “лягут” под москвичей. Скорее всего, заранее было всё обговорено, поэтому ПТК и не принимала участия в аукционах, чтобы лоты ушли “Третьему парку”", — прокомментировал "ДП" руководитель одной из транспортных компаний Петербурга.
К слову, в одном крупном аукционе (по мнению некоторых экспертов, ориентированных на неё) ПТК всё же участвовала, но проиграла москвичам. Ещё за 10 небольших лотов компания не боролась вовсе, "Третий парк" выиграл один из них.
Собеседник "ДП" на транспортном рынке отмечает, что на месте "Третьего парка" могло быть и "Питеравто", но они "много денег потратили на выход в другие регионы и автомобильный бизнес" (владельцем доли основного юрлица холдинга "Волгабас" стал Леонид Бондаренко, которого называют конечным бенефициаром "Питеравто". — Ред.).
"Не думаю, что сумма сделки для рынка была большая. Полагаю, 1–1,5 млн долларов или евро", — считает собеседник.
В чём интерес?
Комментируя сделку, в "Третьем парке" лишь отметили, что "хотят сохранить предприятие с персоналом, имеющим опыт работы и профессионализм, историю работы в Петербурге". Несколько собеседников на рынке в разговоре с "ДП" отметили, что люди действительно представляют сейчас интерес для любого перевозчика.
"Сейчас вопиющая проблема с водителями, нет их просто. Борьба за водителя идёт жуткая. Скоро все плакать будем. Людей с той квалификацией, что есть, на “гармошку” не посадишь, нужно переучивать", — говорит один из них.
Интерес "Третьего парка", по словам некоторых источников в отрасли, может заканчиваться и просто "договорённостью на берегу". "Это всё была спланированная акция, не более", — считают некоторые.
"Как мне кажется, единственной причиной этой сделки является обширная сеть междугородных маршрутов компании вместе с постоянными клиентами, которые приобретают билеты на сайте ПТК. Из отечественных перевозчиков с ними на Северо–Западе может потягаться разве что “СКС–Авто”, — комментирует главный редактор проекта “Транспорт СПб” Владислав Булгаков. — Все остальные активы ПТК скорее станут геморроем для “Третьего парка”. Автобусы хоть и в хорошем состоянии, но ведь продавать 3 тыс. единиц самортизированной и даже свежей техники в огромном количестве будут все нынешние городские перевозчики".
По его подсчётам, на продаже имеющихся 385 автобусов ПТК, которые задействованы в работе на городских маршрутах, "Третий парк" сможет суммарно выручить 362 млн рублей. Напомним, использовать их дальше перевозчик не сможет из–за требований новой транспортной реформы: подвижной состав должен быть не старше 2021 года выпуска, а у ПТК он более старый.
"Касаемо трудового коллектива, а хотят ли сотрудники ПТК работать в “Третьем парке”? Как минимум с географической точки зрения это не самое удобное место работы для них. Да и к тому же ради водителей приобретать перевозчика абсурдно: тот, кто хочет работать на городских перевозках, и так придёт к “новой большой тройке”", — считает Булгаков.
Один из источников "ДП", близкий к ПТК, напомнил, что у компании остаются междугородние и международные маршруты со своей системой продажи билетов. Это одно направление в Эстонию, два в Белоруссию, а также несколько прибыльных маршрутов в Ленинградскую область, в частности в Выборг.
Некоторые также считают, что "Третьему парку" могут быть интересны площадки ПТК, хоть компания их и арендует у ГУП "Пассажиравтотранс".
"В частности, площадка “Третьего парка” на Благодатной улице предназначена для размещения объектов транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок). Помимо прямого обременения, исключающего автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), разместить АГЗС со сжиженным природным газом (СПГ) не позволит близость жилой застройки. Кроме того, площадки “Третьего парка” удалены от парков ГУП "Пассажиравтотранс", которые будут обеспечены газовыми заправками с компримированным природным газом (КПГ)", — говорит один из собеседников "ДП", близкий к сделке двух перевозчиков.
Стоит отметить, что "Третий парк" с площадки на Благодатной улице уже выпускает газовые автобусы, но заправляют их из цистерн: это тяжело и долго, нет возможности заправлять сразу несколько автобусов. При этом 90% парка компании будет работать на СПГ, а не КПГ, поэтому необходимость близости к площадкам ГУП не столь очевидна.
“
Судя по той политике, которую проводит руководство "Третьего парка" последние годы, а это расчётливые, вдумчивые и целенаправленные шаги, зачастую работа на перспективу, совершенно точно можно сказать, что эта сделка — продуманное и взвешенное решение. Оно хорошо и для города. ПТК — серьёзный игрок рынка перевозок, и то, что эта компания продолжит свою деятельность, пусть и под флагами "Третьего парка", петербургской компании, хорошо. ПТК есть чем поделиться: огромный опыт работы, ремонтная и производственная базы, подвижной состав и многое другое. Да, не весь подвижной состав можно использовать в рамках новой транспортной реформы, но не забывайте, что не единым Петербургом жив рынок перевозок… И опыт АО "Третий парк" позволит в полной мере задействовать эти мощности. И самое главное, что иногда ошибочно забывается, — кадры! Огромное количество людей не потеряет работу. Разве это плохо? Да и АО "Третий парк" пополнится персоналом, не требующим дополнительного обучения. А это и ремонтные работники, и службы эксплуатации, диспетчеры, начальники колонн, другие руководители. Профессии, обучаться которым нужно годами. Поэтому, если не вдаваться в детали, думаю, для города и пассажиров это хорошая новость. Сохранили людей, расширили предприятие, да ещё и в рамках петербургской принадлежности.
Денис Корчагин
президент союза производителей транспортного оборудования
“
ПТК не выиграла ни одного маршрута и теперь в любом случае уходит с рынка городских перевозок Петербурга. Неудивительно, что в этих условиях компанию покупает один из победителей. Это решение завершает его уход. И одновременно это выход "Третьего парка" на маршруты в Ленинградской области, а также и на междугородние маршруты. Скорее всего, бренд "ПТК" в таких условиях не будет сохранён.
Кирилл Янков
председатель Союза пассажиров России
“
Можно констатировать, что "Третий парк" не только усилил свои позиции на рынке, но и получил кадры. Безусловно, это ценный актив. Тем более когда Санкт–Петербург переходит на новую транспортную модель. Неновые МАЗы, эксплуатируемые ПТК, тоже могут оказаться полезны,
учитывая интересы "Третьего парка" в регионах. Без особых финансовых вливаний они легко могут отработать ещё несколько лет. Учитывая плачевное состояние подвижного состава во многих городах России, эти автобусы станут востребованы и на вторичном рынке. Последние несколько лет АО "Третий парк" отличается стабильностью, а его деятельность ориентирована исключительно на развитие. Менеджмент компании входит в число сильнейших по стране.
Михаил Бурцев
генеральный директор ООО "Пассажир ТВ"
Время потерь
Антон Мухин
Когда с рынка уходит какой–то крупный бренд — не важно, хорошо он уходит или плохо, становится ли жертвой операции по слиянию и поглощению или сам кого–нибудь поглощает и меняет имя, в этом процессе помимо чисто экономических сюжетов есть и сюжет сентиментальный. Крупные бренды становятся частью истории и вместе с ней — нашей жизни. Иногда из товарного знака они превращаются в имя существительное — таковы ксерокс, джакузи и даже унитаз. Иногда остаются в плотной связке со своим правообладателем, но при этом символизируют не его, а целую эпоху. Мы говорим "Крайслер–билдинг" и представляем Нью–Йорк и целую эпоху ар–деко и ревущих 20–х.
А порой мы открываем стихотворение Маяковского "Вывескам", написанное в 1913 году, и читаем про то, как "весёлостью пёсьей закружат созвездия “Магги”". И хотя "Магги" — это совсем не эпоха, не символ и вообще ничто из великого, но бульонные кубики вдруг оказываются нитью, связывающей нас с совершенно иным временем и людьми, когда всё должно было быть другим, а вот поди ж ты — оказалось роднее, чем можно было подумать.
В этом смысле ПТК — тоже бренд. Первые годы жизни нового Петербурга, когда ещё и законов–то толком нет и жизнь кажется открытой книгой, в которой пиши что хочешь. Истории из девяностых, влиятельные вице–губернаторы, громкие политические сюжеты, первополосные новости, о которых сейчас не расскажет даже "Гугл", потому что они жили лишь несколько дней и исчезали, не успев стать оцифрованными.
Что осталось от того времени? Местные банки, которые были круче федеральных, либо поглощены, либо ликвидированы. Пивоваренная компания, бывшая чуть ли не главным городским налогоплательщиком, слава богу, существует — но лишь в холодильниках супермаркетов. Энергетический монополист, служивший площадкой для потенциальных губернаторов и спонсировавший предвыборные кампании демократов, тоже существует, и даже весьма неплохо. Но и он теперь — просто энергетическая компания. С несколько изменённым названием.
Кто приходит на их место — не в экономике, там–то всё понятно, "Газпром" с нами — а в сердцах и истории? Никто. Виноват ли здесь глобализм, или уютный провинциальный дух, в который мы погрузились, или общее безвременье, накрывшее страну? Бог весть. И, наверное, потом появятся новые герои и новые бренды и очередной Павел Дуров создаст очередную технологию, но при этом не уедет в Дубай, а останется здесь, вписав себя в наши воспоминания. Но до этого времени надо ещё дожить, пережив эпоху потерь.